Принято решение: с января в нашем регионе начнут выпускать свои трамвайные вагоны. А нужны ли они, не устарел ли окончательно гремучий вагон на рельсах? Не приходится сомневаться: это самый любимый нижегородцами транспорт.
Пойдут в ногу с веком
Менялись времена и маршруты, прокладывались новые рельсы, тянулись провода, но сколько бы лет ни прошло, нижегородцы знают: пока жив старичок, доехать из одной части большого города в другую можно без проблем, если, конечно, в порядке электросети и есть в них самое экологичное «топливо» - электричество.
Правда, заметно сдал наш рельсовый перевозчик. Вагоны если не обветшали от времени, то изрисованы и испорчены безвкусными плакатами, а гордый стук колес сменяется старческим скрипом.
К счастью, проект, который может вдохнуть жизнь в самый старый пассажирский транспорт региона, предлагают те, кто задумался об экологии, чистоте воздуха, воды и земли в городской среде.
Об идеях, как обновить парк, поведал Сергей Лазарев, генеральный директор компании «Фобос-ТС», разработавшей проект.
- Мы занимаемся модернизацией трамвайных вагонов «Татра» уже более пяти лет. Совместно с чешскими партнерами, компанией «Зиматехник» и заводом «Уралтрансмаш» мы приняли решение о начале создания новых вагонов с переменным уровнем пола и другими усовершенствованиями. Сегодня мы уже можем продемонстрировать опытный образец. Прямо здесь, на Нижегородской земле, на базе имеющейся чехословацкой ходовой части можно собирать новые трамваи, которые пойдут в ногу с веком. Будет не отремонтированный, а совершенно новый вагон.
Комфортно всем
Трамваи по российско-чешскому проекту можно делать полностью из отечественных комплектующих. Опытный образец проехал по городскому кольцу на прошлой неделе. Этот вагон более экономичный, здесь установлена новая система электрооборудования, энергосберегающие асинхронные двигатели, тяговый преобразователь, благодаря которому происходит экономия электроэнергии (вдумайтесь!) до 35 - 40 процентов. Другой подход к остеклению вагона, он намного теплее, предусмотрена система кондиционирования салона и кабины водителя.
Заглядываем к машинисту. Никаких рычагов управления. Мониторы, электроника. В салоне камеры, которые дают возможность водителю видеть пассажиров. На дверях снаружи большие кнопки: открыть дверь, вызвать водителя может пассажир. Легко выдвинуть из-под порога дверей пологий легкий пандус, чтобы могла в широкий вход въехать коляска с инвалидом или ребенком. Пол - двухуровневый, легко зайти в вагон людям с больными ногами. Для колясок есть особое крепление, чтобы по ходу она не двинулась с места.
Получили добро
Что немаловажно, если производить вагоны здесь, не выписывая их, как раньше, из Чехословакии полностью, то они обойдутся региону гораздо дешевле. 25 миллионов стоит чешский вагон, 17 - 18 - по программе субсидирования, 10,5 миллиона заплатим за доморощенный, если согласятся его в Минпромторге субсидировать как новый.
- На 80 процентов в регионе изношены трамвайные линии, и воздушные, и рельсовые. Более 20 лет не выделялось целевых денег на капремонт путей. В том, что парк нужно менять почти полностью, тоже нет сомнений. Из 70 трамвайных вагонов, которые выходят на линию из нашего депо, только 10 имеют возраст 3 - 5 лет, - рассказывает Сергей Маленцев, начальник трамвайного парка. - Бегают по рельсам старички 25 лет и даже 30 - 35. Держатся за счет постоянных ремонтов при сроке эксплуатации до 16 лет. Подводят, ломаются все чаще. А когда трамвай на линии встал, за ним хвостиком тянутся другие - кто не попадал в такие очереди…
Важно и то, что производство «своих» трамваев создаст по подсчетам около 500 новых рабочих мест для жителей Нижегородской области.
Проект изучил глава региона Глеб Никитин и одобрил его, встретившись с чрезвычайным и полномочным послом Чехии в России Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом Владимиром Ремеком.
- Любой проект локализации, организации новых производств в регионе, создания рабочих мест для нижегородцев - это большой успех, - подчеркнул глава региона.
Вера ЧЕБОТАРЕВА. Фото Юрия ПРАВДИНА.