Месту встречи не изменяют

Месту встречи не изменяют

Современные банды мало напоминают "малину" из киноклассики. Такого сейчас нет, чтобы где-то за городом, в особнячке, за круглым столом разбойники собирались и "калякали о делах скорбных". В эру мобильных телефонов и компьютеров все это выглядит по-другому. Да и действовать таким бандам долго, как правило, не удается.
Кабинет уголовного розыска одного из райотделов милиции Нижнего Новгорода образца 2008 года мало чем отличается от послевоенного интерьера отдела по борьбе с бандитизмом из фильма "Место встречи изменить нельзя".
…"В комнату вошел парень, глаза веселые и злые". Так в книжке братьев Вайнеров "Эра милосердия", по которой снят фильм, описывался капитан Жеглов. У нижегородского старшего опера взгляд проницательный и грустный. Довелось его знать уже несколько лет, но желание перейти на "ты" никогда не возникало - только уважительно на "вы" и по имени-отчеству, хотя Петр Петрович мне и ровесник.
Правила Глеба Жеглова
Все без исключения сотрудники угро отзываются о фильме только положительно и считают его правильным с точки зрения изображения жизни оперативников.
Они утверждают, что с тех времен основные приемы, а это прежде всего работа с людьми, практически не изменились. И те правила работы со свидетелем, которые капитан Жеглов по секрету рассказал Шарапову, работают и сейчас.
Помните, Глеб советовал во время общения с человеком всегда улыбаться, стараться подводить разговор со свидетелем о нем самом, проявлять к нему искренний интерес, а также уметь внимательно слушать.
- Да, оперативник должен быть хорошим психологом, соглашается Петр Петрович. - Представьте, что любой человек, оказывающийся в нашем кабинете, уже испытывает стресс, и его нужно учитывать и грамотно использовать.
Кстати, корреспондент "НН" может подтвердить, что, зайдя в дверь с вывеской "Уголовный розыск" и оказавшись один на один с суровым опером, чувствуешь себя не очень уютно. Помните, как быстро Жеглов расколол ушлую Маньку Облигацию?
Кстати, прием "доброго" и "злого" следователей, который применили Жеглов и Шарапов в работе с Груздевым, в ходу и по сей день. Каждый из опергруппы по очереди беседует с задержанным. Затем опера собираются и суммируют результаты.
"Убийца разгуливает на свободе"
И принцип осмотра места происшествия, и опрос соседей остались прежними - это азбука. Единственно, что сейчас на вооружении экспертов-криминалистов появилась более современная техника.
В фильме молодая красивая женщина Лариса Груздева, мечтавшая стать актрисой, была убита негодяем Фоксом из-за денег. А Петр Петрович поведал нам случай из своей недавней практики, когда убийство молодой нижегородской предпринимательницы было раскрыто по горячим следам. Поздно вечером в квартиру девушки позвонили, и она отворила, видимо, гости были ей знакомы. Убив хозяйку, неизвестные "обнесли" квартиру и скрылись. Оперативникам удалось быстро установить личности преступников. Ими оказались двое соседей предпринимательницы, которые незадолго до этого помогали ей с ремонтом квартиры. Через два дня убийцы были задержаны.
Кирпичи должны сидеть в тюрьме
В фильме у Жеглова и Шарапова зашел спор. Помните, Глеб незаметно засунул кошелек в карман Кирпича, а Владимир утверждал, что это незаконно. У реальных оперов подобной дилеммы не возникает. Они готовы подписаться под словами героя Высоцкого: "Вор (или убийца) должен сидеть в тюрьме, и никого не должно волновать, каким способом я его туда упрячу!"
Петр Петрович открывает "амбарную" книгу регистрации преступлений и зачитывает статистику. За минувший год совершено 51 преступление по статье "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее за собой смерть потерпевшего", 12 - по статье "Убийство". В основном все происходило на пресловутой бытовой (алкогольно-наркотической) почве. Среди контингента редко встречаются колоритные личности вроде киношных Ручечника, Кирпича или Копченого. С какими-то серьезными бандами милиционерам, работающим "на земле", сейчас сталкиваться не приходится.
"Черная кошка" по-нашенски?
Эта банда долгое время наводила ужас на послевоенную Москву. А возможно ли в наше время существование подобной шайки? С этим вопросом мы обратились к сыщикам из областного ГУВД.
Шесть лет, с 1999-го по 2005-й, на территории нашей области действовала банда Владимира Абрамова. На ее счету более восьмидесяти тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе разбойные нападения и четырнадцать убийств. По сравнению с прямо-таки семейным укладом, царившим в шайке киношного упыря Горбатого, в банде Абрамова была налажена жесткая дисциплина. Случалось, что ликвидировали даже "своих" и их родственников. Главарь приказал убить и свою гражданскую жену.
Как и в истории с "Черной кошкой", жертвами абрамовцев становились зажиточные люди (предприниматели, таксисты), а также инкассаторы. Трупы обычно закапывали в лесу.
В марте 2005 года они напали на сотрудников милиции в здании Централизованной бухгалтерии Московского РОНО. Один милиционер был убит, второй ранен. Добычей бандитов оказались около двух миллионов рублей и табельное оружие. Оперативники разрабатывали эту группировку больше трех лет. В результате на скамье подсудимых оказались 15 человек.
И все же, читатель, мы не станем рассказывать, каким образом происходит раскрытие преступлений современных банд, такие вещи все же не для огласки. И без того милиционеры возмущаются засилием на телеэкранах криминальных "аттракционов", где в погоне за сенсациями одни "спецы" готовы рассказать о всех тайнах следствия, а другие чуть ли не преподносят подробные мошеннические схемы.
И все таки. Насколько вообще реально все показанное в последней серии "Места встречи…"? Почему бандиты не раскололи Шарапова? На эти вопросы оперуполномоченные обычно отвечают, что все это художественный вымысел авторов. Однако они не отрицают, что настоящий опер просто обязан быть не только хорошим психологом, но и иметь неплохие актерские способности.
Эра милосердия так и не наступила
Многие отмечают, что сотрудник милиции сейчас уже не тот, что в сороковых - восьмидесятых годах прошлого века. Да ведь и общество изменилось! Работать-то идут туда, где больше платят. Но опытнейшие оперативники отмечают - основной костяк их рядов действительно служит делу, работает на совесть за торжество справедливости.
По-прежнему молодые и зеленые Шараповы учатся у своих наставников Жегловых сыскному делу, по-прежнему постигают азы этой науки на практике (даже закончив академию МВД). Сейчас милиции (говоря языком Жеглова, "карательным органам") приходится бороться с ошибками, которые наше государство уже допустило в воспитании молодежи.
- Посмотрите, ведь если у кого-то на улице вдруг прихватит сердце, то никто к нему даже не подойдет. Другой пример. Очевидцы, как правило, молчат, если видели грабителей соседской квартиры. В наше время каждый за себя, - сетуют милиционеры.
"Эра милосердия", о которой мечтал один из персонажей фильма, пока еще также далека…
Ольга МАКАРОВА, Ольга ГОРНОВА.
Настоящие имена оперативников не называются.

P.S.

В минувшую пятницу Нижегородский областной суд вынес приговор банде Абрамова. Два лидера группировки приговорены к пожизненным срокам лишения свободы. Остальные получили от семи до 25 лет колонии.

Кстати
Без призов, но с народной любовью
Станислав Говорухин однажды признался в интервью "НН", что именно в городе Горьком, где он некоторое время жил и даже публиковался в одной из местных газет, впервые увидел, как снимают кино, и приметил человека, который вальяжно сидел в кресле, попивал чай и раздавал указания, в то время как все вокруг суетились. Это был кинорежиссер.
Станислав Сергеевич захотел занять его место - и занял. Теперь он классик и мэтр, но, еще и не будучи им, он свободно, невзирая на лица высказывался и в жизни, и в политике, и в творчестве. За это его любят зрители. В отличие от некоторых критиков и коллег. Но зрительское признание Станиславу Говорухину всегда было дороже профессионального.
- Когда-то давно я участвовал в кинофестивале, где на 19 картин был 21 приз, - рассказал корреспонденту "НН" режиссер. - Единственный фильм, которому ничего не досталось, назывался "Место встречи изменить нельзя".

Следите за нашими новостями в удобном формате