«Структура, предложенная Глебом Никитиным, закладывает основы системного управления регионом», - заявил журналистам политический обозреватель Александр Суханов, комментируя новую структуру регионального правительства.
Структура областного правительства Глебом Никитиным утверждена и подписана. Я бы сразу отметил главное отличие предложенной структуры в том числе, от многих существующих в других регионах. Структура выстроена по всем канонам теории управления. Это не просто набор квадратиков. Это система управления регионом. Она выстраивается под решение определенных задач. На сегодняшний день – это задачи, сформулированные Глебом Никитиным в конце декабря на расширенной встрече с областным активом. Одновременно эта структура предполагает решение одной из ключевых задач предстоящего года – подготовку и проведение чемпионата мира по футболу. Отсюда выделение отдельного направления, определяющего взаимодействие по развитию спорта, культуры и туризма.
Обращает на себя внимание и выделение приоритета у первого заместителя – промышленное производство, развитие агробизнеса, предпринимательства. Также в этот блок отнесены ресурсы и их рентабельное использование. Это те сферы, которые создают не только дополнительные рабочие места, но и дополнительную стоимость в процессе производства, а не в процессе распределения бюджетных средств.
Структура не ориентирована под конкретных исполнителей. Исполнители будут подбираться под задачи структуры, а не наоборот, как это зачастую бывает. Именно поэтому, на мой взгляд, назначения производимые врио губернатора кажутся такими неожиданными и малопредсказуемыми. Никитин подбирает людей под функции, которые на сегодняшний день востребованы системой управления.
Еще одно наблюдение. В прямом подчинении у губернатора только его замы. Он не предполагает работать напрямую с министрами. С министрами работают заместители. И губернатор не может и не должен подменять их в своей работе. Как только губернатор начинает напрямую рулить министрами – происходит сбой системы и в голове у заместителя, и в голове у министра. Включается «ручное» управление и система прекращает работать. В этом случае, замов в принципе можно убирать или оставлять в качестве зиц-председателей. В этом отношении структура, предложенная Глебом Никитиным, на мой взгляд, закладывает основы системного управления регионом.
И тогда вопрос о количестве замов перестает быть принципиальным. Согласно опыта лучших образцов управления, руководитель может эффективно и постоянно контактировать с ближним окружением, которое не должно превышать десяти человек. Оптимально 7-8 человек. При меньшем количестве контактов определенные сферы управления исчезнут из поля зрения руководителя. При большем числе заместителей руководитель также теряет возможность вникать в детали руководимого им процесса. Во многих регионах, сопоставимых с нашим, число заместителей руководителей регионов колеблется от 7 до 10 человек, а в некоторых превышает 10 человек.
Например, в Свердловской области, в Ростовской области, в Краснодарском крае, в Башкортостане – по 8 заместителей, не считая вице. В Самарской области в структуре 15 заместителей - 1 врио первого вице-губернатора-председателя правительства, 5 врио вице-губернатора, 9 врио замов председателя правительства, в Московской области – 16, два из которых имеют статус вице-губернаторов.
И последнее. При таком формировании структуры и состава правительства персональный его состав оказывается важным только с точки зрения наличия необходимых компетенций. Где и каким образом находит таких людей Глеб Никитин, не самое главное. Главное, в какой степени сложится единая команда, способная решать поставленные задачи. А местные это кадры или призванные из других регионов второстепенно. Более того, нередко местнический патриотизм используется как средство политического давления на руководство региона.
Как сообщалось ранее, глава Нижегородской области Глеб Никитин подписал Указ об изменении структуры правительства региона. Об этом он сообщил накануне 15 января 2018 года на еженедельном оперативном совещании структурных подразделений областного правительства.
Новая структура, в частности, предполагает концентрацию в одном блоке под руководством заместителя губернатора подразделений правительства, ответственных за подготовку и проведение в Нижнем Новгороде игр Чемпионата мира по футболу FIFA 2018тм: министерство спорта, министерство культуры, а также департамент туризма и народных промыслов, впервые сформированный как отдельное структурное подразделение. Таким образом, развитие туристического потенциала и необходимой для этого инфраструктуры становится одним из приоритетов в работе правительства не только в преддверии Чемпионата мира по футболу FIFA 2018тм, но и на долгосрочную перспективу.