Компьютерные разборки

Компьютерные разборки

В наше время покупкой компьютера никого не удивишь - для многих это атрибут повседневной жизни. Но почему-то именно он, несмотря на стремительность технического прогресса, входит в первую пятерку по количеству рекламаций. Перипетий потребителей, пытающихся заменить неудачный компьютер на более качественный или вернуть деньги, потраченные на него, уже не десятки и не сотни. Не все они заканчиваются хеппи-эндом, поэтому очень внимательно надо отнестись к позитивному опыту, которым с нашим корреспондентом поделились в Нижегородской областной общественной организации "Защита потребителя".
Более 50 тысяч на ветер
Покупая в марте 2005 года ноутбук за 50 832 рубля в одной из нижегородских фирм, Ольга Рифалова (фамилия изменена) была уверена, что сделала удачное приобретение. Даже на тот момент при более высоких ценах на компьютеры, чем сейчас, это была одна из лучших моделей, какие только можно найти в областном центре.
Однако, когда Ольга уже начала забывать о дне покупки и о гарантийном сроке, ноутбук вдруг зачудил. После полутора лет бесперебойной работы наглухо погас монитор, не давая, говоря протокольным языком, "пользоваться приобретенным товаром по назначению".
Как и полагается, Ольга обратилась в авторизованный сервисный центр "МАЙ" (он был определен в условиях договора купли-продажи). Но ни через 20 дней, как значилось в условиях ремонта, ни через полтора месяца ноутбук хозяйке не вернули. Ситуация для Нижнего Новгорода довольно типичная - почти повсеместно затягивают с ремонтом мобильных телефонов или компьютеров…
Через два месяца терпение покупательницы лопнуло, и она забрала все еще неисправный ноутбук из сервисного центра, где никак не могли выполнить ремонт из-за отсутствия запасных частей.
В тот же день Ольга отправилась в магазин, требуя расторгнуть договор купли-продажи и вернуть ей деньги.
Грамотное поведение
По словам юриста НООО "Защита потребителя" Юлии Суриковой, защищавшей интересы Рифаловой в суде, потребительница с самого начала действовала четко и правильно. Во-первых, она своевременно заявила свои требования продавцу, что положительно характеризует ее сразу с двух сторон. Ведь она и предприняла попытку досудебного решения проблемы, и обозначила свои требования. Последнее влияет на сроки исчисления полагающейся ей неустойки, которая "капает" в пользу покупателя с крайнего дня неисполнения его требований.
Во-вторых, Ольга обратилась за квалифицированной юридической помощью, что позволяет избежать многих ошибок и до суда, и в ходе судебного процесса.
Ноутбук одновременно с письменной претензией оказался "на родине", то есть в магазине. По инициативе торговли и самой владелицы сервисный центр в течение недели выдал техническое заключение о том, что неисправность подтвердилась: "нет подсветки матрицы" (не работает монитор).
А еще случился сюрприз - на крышке отсека жесткого диска в сервисном центре обнаружили трещину, которой не было, когда Ольга сдавала свою покупку в магазин!
Тем не менее, несмотря даже на крайне неприятный сюрприз, специалисты сервисного центра определили товар как "ремонтопригодный". С одной оговоркой: ремонт возможен только в сервисной службе в Москве, причем его срок составит не менее месяца.
Новые требования
Ольге, удивленной и сюрпризом в виде неведомо где свежеприобретенной трещины на крышке отсека жесткого диска, и очевидным нежеланием торговли оперативно работать с ее претензией, ничего не оставалось, как обратиться в один из районных судов Нижнего Новгорода.
В своем исковом заявлении Рифалова увеличила свои требования. Теперь речь шла и о полном возврате денег за товар, и о неустойке за нарушение 10-дневного срока выполнения ее требований в сумме 7625 рублей, и о компенсации морального вреда, связанного с переживаниями и неудобствами из-за неработающего дорогостоящего ноутбука. Кроме того, в исковых же требованиях она напоминала и о штрафе в бюджет муниципального образования. Он, кстати, для многих предпринимателей все равно что холодный душ, поскольку составляет половину суммы, присужденной по иску потребителя. Обычно лишь напоминание о нем в исковых требованиях многих заставляет заключать с потребителями мировые соглашения, не ожидая длительных и затратных судебных разбирательств.
Уже на суде продавец отрицал справедливость требований потребительницы и даже заявил, что будто бы ноутбук уже отремонтирован и это заняло всего лишь месяц.
Представитель сервисного центра как третьего лица пояснил, что хотя ремонт компьютера все-таки пока не состоялся, но иск Ольги Рифаловой он тоже, как и продавец, не поддерживает. Мотивация обыкновенная и стандартная для многих нижегородских сервисных центров, уже, извините, навязшая у наших потребителей в ушах: "не имеется всех необходимых запасных деталей", но они есть в Москве.
Однако ни по Гражданскому кодексу РФ, ни по Закону РФ "О защите прав потребителей" покупатель не обязан ждать бесконечно долго, когда же наконец появятся необходимые для ремонта детали. Новые поправки в законодательстве и вовсе ограничивают это время 30 днями по совокупности в течение каждого года гарантийного срока.
Выбрать ремонт или "деньги назад" может только сам потребитель, а продавцу остается не диктовать свои условия, а лишь соответствовать уже заявленным справедливым требованиям. Не хочешь - заплатишь по суду гораздо больше, как и произошло в нашем случае.
Рубли вернулись в кошелек
Происхождение трещины, появившейся на ноутбуке без ведома Ольги Рифаловой, на суде не устанавливалось, но было достоверно доказано, что та появилась не на ее территории, а на территории продавца, откуда ноутбук повторно забирали на осмотр.
Отсутствие подсветки матрицы определили как производственный дефект, проявившийся в течение гарантийного срока. То есть никакой вины истца в его появлении не обнаружено.
В итоге суд обязал продавца вернуть покупательнице всю сумму, за которую она приобрела ноутбук, то есть 50 832 рубля, а также выплатить неустойку 7625 рублей и компенсацию морального вреда 1000 рублей (Рифалова запрашивала 20 тысяч, но подобные суммы, как правило, судьями всегда снижаются). Определены также и другие выплаты, включая штраф в пользу бюджета муниципального образования города Нижнего Новгорода.
Продавца решение районного суда не устроило, и он обратился с кассационной жалобой в областной суд. Весной 2008 года областной суд оставил решение районного суда без изменения.
И теперь, спустя два года после покупки, грамотно действовавшая Ольга Рифалова может купить два подобных ноутбука на выигранные по суду деньги, поскольку компьютерная техника на данный момент существенно подешевела. 

Светлана ЗАГВОЗДИНА при содействии НООО "Защита потребителя". Тел. 419-68-13. E-mail: Szagvozdina@yandex.ru.


Следите за нашими новостями в удобном формате