За последние два года в Нижнем Новгороде появились социальные автобусы, троллейбусы и трамваи нового образца.
Благодаря этому основная масса льготников, то есть студентов, школьников и пенсионеров, избрала именно этот вид транспорта для постоянного передвижения.
В результате каждый день приходится сталкиваться с одними и теми же проблемами. Во-первых, как залезть в автобус. В семь часов утра на остановке собирается толпа зло ворчащих бабулек и нервных, невыспавшихся студентов. И вот наконец едет долгожданная "двойка"… Ноги в руки, на старт, внимание, марш!!! Народ, словно шпроты в банке, упаковывается в автобус, и двери закрываются и больше не открываются. Главное - выйти из автобуса и остаться в живых. Итак, автобус подъезжает к остановке, водитель видит толпу пассажиров, готовых атаковать автобус в любую минуту. Он сильно пугается, не доезжает десять метров до остановки, типа кто не успел, тот опоздал, двери открываются, одурелые от сумасшедшей толкучки люди пытаются выйти из автобуса, но подоспевшее тяжело дышащее стадо разозленных пассажиров загораживает им выход, образуется пробка. Минут через пять, когда народ наконец разобрался, кому нужно войти, а кому выйти, раздается чудовищный визг, а затем не совсем цензурная ругань… Взмыленный водитель не заметил в зеркале бокового вида бабульку и закрыл двери, прищемив ногу несчастной, от чего она упала и истошно заорала…
Сама поездка в автобусе тоже то еще удовольствие. "За проезд передаем водителю! А ТО СЕЙЧАС ВЕДЬ СДЕЛАЮ ПРОХОД ЧЕРЕЗ ПЕРВУЮ ДВЕРЬ!" - подобные угрозы слышатся постоянно. Разозленный духотой или чем там еще водитель резко стартует с места и одним маневром пытается перестроиться во второй ряд, скорость все растет, а он, держа в одной руке сигарету и крича на кого-то в телефонную трубку, демонстрируя свое знание великого русского языка, небрежно вертит мизинцем руль… Ой, светофор… "Эй, ты что ж, сволочь, делаешь, я тебе покажу, как подрезать!!!" - Водитель резко тормозит, пассажиры потирают ушибленные места, извиняясь друг перед другом.
Мне кажется, чтобы улучшить ситуацию на социальном транспорте, стоит:
- сделать проход через турникеты передней двери, а выход через все остальные (что давно уже практикуется во многих странах);
- увеличить число автобусов и уплотнить их расписание;
- организовать курсы по переквалификации водителей и кондукторов;
- ввести штрафы за нецензурную брань и курение (по крайней мере, в общественном транспорте);
- устроить день общественного транспорта для чиновников.
Полина ШИМКЕВИЧ, студентка.