Нидерландские зарисовки

Нидерландские зарисовки

Хроника международного фестиваля искусств им. Сахарова
Клавесин. Менно Ван Делфт.
Всего полгода, как в филармонии стоит, сверкая новым лаком, диковинка - инструмент, словно сошедший с полотен Ватто. Нижегородцы вообще не избалованы аутентичными звучаниями, разве что орган в консерватории способен напомнить о монументальности эпохи барокко. И вот - клавесин.
На сцену вышел высокий импозантный мужчина средних лет - Менно Ван Делфт. Вида совершенно не артистического, а, скорее, аристократично-делового (так сейчас стремятся выглядеть бизнесмены новой формации). Он сел за инструмент, как за стол переговоров, и новый клавесин наконец-то почувствовал на себе опытные руки!
Звучала музыка XVI - XVII веков - Свелинка, Гиббонса, Фробергера. Менно наполнил зал трелями и пассажами, которые на клавесине звучат особенно отчетливо и впечатляюще. Затем Ван Делфт повел нас дальше по пути клавесинной музыки: Бах-отец, Доменико Скарлатти, Бах-сын (Карл Филипп Эммануэль), от зрелого барокко к первым проблескам классицизма. А на бис для полноты картины - француз Дюфле, представитель эпохи изящного рококо.
Рояль. Иво Янссен.
Нидерландский пианист выбрал для своей программы два произведения, разделенные почти тремя столетиями - "Soloduiveldans" наисовременнейшего тен Хольта и "Английскую сюиту" Баха.
Янссен более сдержан и сух на вид, чем его соотечественник-клавесинист. Кажется, что ему еще можно простить исполнение в такой манере Симеона тен Хольта, но можно ли так играть Баха? Оказалось - можно. "Soloduiveldans" представляет собой моторное движение пальцев, под которыми рождаются вполне гармонично звучащие сочетания. Но самым неожиданным был конец: через двадцать минут мажорного "бурления" появился резкий минорный аккорд, знаменующий прекращение этого странного "танца пальцев".
Соль-минорную английскую сюиту Баха Иво сыграл с некоторой отстраненностью и усилением контрастности темпов: быстрые части он играл быстрее, чем обычно их играют, а медленные - слегка "притормаживал".
Духовые. Квинтет Calefax.
Зато выступавшие во втором отделении вечернего концерта музыканты квинтета духовых Calefax, что называется, "зажгли". Ровное, чистое, сбалансированное, нежное, но сильное звучание их инструментов настолько непривычно нашему русскому уху, что слышать подобное - уже высшее удовольствие! А они еще и программу подобрали яркую, необычную, где сплелись в единый клубок академизм, джаз и даже тяжелый рок.
Для квинтета оказался характерен несколько "джазовый" подход к произведениям, очень свободная ритмика и особый "драйв".
Квинтет исполнил две российские премьеры: "Дорогу к морю" Гуса Янссена и "Jesus Is Coming" Якоба тер Велдхауса. "Дорога" оказалась весьма современной, слегка "колючей", а вот "Jesus" положил зал на обе лопатки: такого оригинального, необычного, шокирующего произведения в Нижнем не исполняли давно. Помимо квинтета в исполнении участвовала фонограмма, на которую музыканты накладывали звучание своих инструментов. Записанные звуки оказались смонтированными под тяжелый бит обрывками детского смеха, всхлипываний, криками и звуками протестантского хорала. Не многие филармонические завсегдатаи дотерпели до конца, но молодежь, которой в зале было немало, оценила этот экспериментальный опус и концерт в целом криками "браво!".
Анастасия РАЗГУЛЯЕВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате