На излете своего президентства Владимир Путин отдал распоряжение о снятии города Бор Нижегородской области с особого учета: отныне среди крупных центров наркоторговли он не числится. Об этом на традиционной встрече с прессой в преддверии телемарафона "Всем миром против наркоагрессии" рассказал руководитель департамента межведомственной и информационной деятельности Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) России генерал-лейтенант полиции Александр МИХАЙЛОВ.
Таксистская доля
Если еще полтора-два года назад Бор на жаргоне нижегородских наркоманов именовался "магазином", куда ездили затариваться любители доз со всей области (мы писали об этом), то теперь многое изменилось. Исчезли, побросав насиженные места, горластые цыганские наркоторговки, тусовавшиеся на пятачках у местного рынка. Исчезли стаи худощавых молодых людей с характерными "плавающими" взорами. Однако (и об этом мы тоже говорили) это вовсе не означает, что продавцы смерти растворились в воздухе. Просто стали работать тоньше, изощреннее, ушли в подполье. Из-под половиц этого подполья и поднялась в прошлом году тень Марты Орловской…
Собственно, нет на Нижегородчине сотрудника антинаркотичеких подразделений, которому не была бы известна эта фамилия. Крупный цыганский клан Орловских одним из первых начал заниматься торговлей наркотиками. Биография Марты не была запятнана судимостью, и ничего странного в этом нет: не умеющая читать и писать гражданка сумела создать и возглавить одну из самых крупных в области организованных преступных структур.
Схема была несложна и выстроена по классическому "пирамидальному" типу. Наверху - сама Марта, практически нигде не светящаяся, к наркоте не прикасающаяся и перед законом чистая. Ниже - три ее доверенных помощницы, почти все судимые за сбыт зелья. В ведении этой "троицы" находятся так называемые "таксисты" - нарковозы, собиравшиеся на Гордеевском пятачке. В каждой машине, как правило, орудовало двое: водитель, чья обязанность была лишь крутить баранку, и сборщик. В обязанность последнего входили разведывательные функции: следить за представителями правоохранительных органов и чтобы в автомобиле ненароком не оказался кто-то "непроверенный". В случае опасности он предупреждал "коллег" по мобильной связи.
С наркоманов собирали деньги и вывозили на места сбыта, в основном в районе Мещерского озера, порой в Сормове или в Московском районе, - было бы место поглуше. Там сборщик обменивал собранные деньги на зелье у одной из "доверенных", причем стороны старались пред очами друг друга не светиться.
Естественно, при такой системе невозможно было совсем уж уберечься от провалов. Однако умница Марта вред от оных сумела минимизировать до предела. Более чем простым способом: один раз "спалившийся", попавший в руки правоохранительных органов экипаж просто "увольнялся". В прямом смысле - трудовую книжку в зубы - и гуляй, занимайся своим извозом.
Кстати, неграмотная цыганка водителей отбирала сама. С каждым проводила "собеседование". Небогатые, безработные, в большинстве с уголовным прошлым, "нарковозы" редко отказывались от соблазнительного предложения обаятельной дамы: ежедневные 500 рублей плюс 200 с каждого оказавшегося в автомобиле - это не такая уж плохая сумма…
Для самой же Марты ежедневная выручка в 30 - 50 тысяч рублей считалась в порядке вещей. Урожайные дни приносили ей и 100, и 150 и даже 200 "штук"…
Эта схема работала в течение полутора лет, когда опера Нижегородского УФСКН начали потихонечку подбирать членов группировки. Постепенно: от "нарика" к нарковозу, от нарковоза к "доверенной", пока наконец в один прекрасный день не постучали в двери особняка самой "баронессы" на Бору. Более крупной и организованной группы сбытчиков героина в Нижнем, кажется, пока еще не задерживали… Сорок с лишним уголовных дел, возбужденных в отношении 14 (пока?) членов ОПГ, - одно это говорит само за себя.
"Всем миром против…"
Сотни тысяч, зарабатываемые нашей героиней за один день - на крови и слезах. Наших детей. Именно наших: наркотики - штука не дешевая, на иглу редко подсаживаются "дети подземелья". Обычно - нормальные дети из нормальных семей. Именно они пополняют армию наркоманов. Не менее 60 процентов преступлений против собственности совершаются в поисках дозы, причем среди карманников наркоманы составляют около 80 процентов, среди уличных грабителей - 70. Половина квартирных краж, 20 процентов изнасилований… По убийствам у нас под рукою цифр нет, однако периодически приходится рассказывать о "мокрухах", совершенных или под дозой, или в поисках дозы… Такую цену платит общество за безбедную жизнь Марты и иже с нею.
И не от хорошей жизни указом президента был образован Антинаркотический комитет, а в регионах - антинаркотические комиссии. В обязательном порядке во главе оной комиссии стоит глава региона (у нас - Валерий Павлинович Шанцев), а заместитель его - глава регионального УФСКН. Сняв с контроля небольшой райцентр, президент поставил на контроль всю страну. И еще одно: мы не даром столько внимания уделили тому, как структурировала наркобизнес безграмотная борская цыганка. Конечно, можно в который раз посетовать: дескать, ее бы способности - да в мирных целях… Можно в очередной раз похвалить действия наркополицейских. Но если даже наши таборные соседи с их извечной нелюбовью к организации переходят к созданию организованных профессиональных групп (что, помимо прочего, требует некоторых "бюрократических" навыков), значит, организуется сама система сбыта, даже на низовых звеньях. Сами они погоды в наркобизнесе обычно не делали, занимаясь в основном розничной, максимум мелкооптовой продажей. Что же говорить о тех, кто пограмотнее да побогаче?
Пора призывать!
О самом прошедшем телемарафоне. Все выступавшие призывали к объединению усилий всех: и правоохранителей, и педагогов, и медицинских работников, и, конечно, журналистов. Депутат областного Законодательного собрания Вячеслав Лазарев назвал нынешнюю наркоситуацию "эпидемией". С эпидемией можно бороться только всем миром. Выскажем крамольную мысль: порою осмеянное чиновничье-депутатское телекрасноречие как раз то, что нужно. Без призывов к борьбе борьбы не будет.
…И без негромкой, без лозунгов работы, выполненной в предмарафонскую ночь сотрудниками Нижегородского УФСКН, пресекшими деятельность одной из опаснейших нижегородских наркоторговок...
Игорь ГРАЧ.