Автор хитов 70-х вместо песен мечтает написать великую оперу.Его песни в 70 - 80-е пела вся страна. Каждый год из теле- и радиоприемников доносились то "Мольба", то "Орфей полюбил Эвридику". Кстати, последняя песня стала в 70-е самым настоящим шлягером. С нее началось восхождение певца Альберта Асадуллина. В зонг-опере Журбина "Орфей и Эвридика" дебютировала Ирина Понаровская. Но сейчас о том времени композитор вспоминает неохотно. Куда интереснее ему сочинять оперы, за которыми, как он уверен, будущее. Об этом и о многом другом Александр Борисович рассказал корреспонденту "НН" во время своего недавнего приезда в Нижний.
"Оперой не считать!"
- Ваш мюзикл "Мышеловка плюс ТВ" по произведению Агаты Кристи с успехом идет в Нижегородском камерном театре. Как вам показалась постановка?
- В театре придумали свою версию мюзикла, даже изменили его название, но, знаете, мне это понравилось. Молодцы, такой творческий подход меня всегда радует. Если, конечно, он оправдан. В случае с Нижегородским камерным театром это так.
- А как получилось, что вы начали сотрудничать с нашим театром?
- Они сами меня нашли, сказали, что есть такой замечательный театр с хорошими артистами и спектаклями. И я решил попробовать.
- Вы автор многих мюзиклов и опер. Не обидно, что чаще всего вас все-таки вспоминают по одной нашумевшей в 70-е годы зонг-опере "Орфей и Эвридика"?
- Нет. Знаете, после "Орфея", как это ни банально звучит, я стал известным человеком и начал получать деньги, которые до этого не мог себе даже и представить - примерно десять тысяч в месяц. "Волга" в те годы стоила около шести тысяч. Представляете? Разумеется, что в тогдашних композиторских кругах началась паника. Как это! Никому до этого не известный молодой композитор получает больше, чем сам Тихон Хренников? И тогда издали указ за подписью министра культуры, чтобы "Орфея и Эвридику" оперой не считать. Гонорары были понижены ровно в четыре раза.
- Семидесятые годы без ваших песен невозможно себе представить. Как вашу "Мольбу" в "Песне года" потрясающе исполняла Ирина Понаровская!..
- О, да! Она, кстати, тогда с этой песней взяла Гран-при в Сопоте. Жаль, что Ирина уже практически не поет... Я отдал эту песню талантливой певице Согдиане из "Фабрики звезд" - у нее большой потенциал.
Был поражен Кристиной
- Раз уж вы заговорили о молодых исполнителях, скажите, много ли среди них тех, кто со временем, на ваш взгляд, мог бы стать настоящими звездами?
- Знаете, голосов хороших много. Нет личностей. Вот недавно посмотрел конкурс "Новая волна". Только молодая певица Ирис показала что-то интересное, кабаретное и нестандартное. Она мне напомнила юную Аллу Пугачеву, когда она прогремела со своим "Арлекино".
- Но не секрет, что многое сейчас зависит от продюсеров. Иногда талантливым певцам говорят, мол, неформат…
- Формат - это глупость, придуманная нашими телепродюсерами. Поэтому у нас сегодня такая скучная эстрада.
- А сейчас вы очень востребованы?
- Меня постоянно просят писать музыку к спектаклям и фильмам, зовут с концертами в разные города. Веду передачи на радио и телевидении. Занят с утра до вечера - пишу музыку, работаю с артистами, хожу на репетиции, на спектакли. Сейчас мне интереснее писать не песни, а музыку для театра. За последнее время я написал несколько больших работ, недавно была премьера "Доктора Живаго".
- Неужели вы совсем перестали писать песни?
- Я их почти не пишу. Но кое-что предлагаю спеть артистам. Вот скоро планирую записать еще одну песню с Кристиной Орбакайте.
- Ваша с ней работа "Ах, эти тучи в голубом" из сериала "Московская сага" стала настоящим хитом. Как вам работалось с Кристиной?
- Я был поражен, насколько она работоспособна, проста в общении и отзывчива. Профессиональная артистка, без всяких там звездных штучек, каких я немало видывал и у менее известных исполнительниц.
Читает на ночь Пруста
- Вы сейчас по-прежнему живете и в России, и в Америке, куда уезжали в перестроечные годы?
- Больше все-таки в России. У меня здесь дом. Хотя в Америке я, конечно, тоже бываю.
- А как вы проводите время, когда у вас нет записей на радио и ТВ или нет настроения сочинять музыку?
- У меня такого даже не бывает, я все время что-то делаю - веду программы, пишу. Хотя, если все-таки выдается свободный денек, стараюсь, например, почитать что-нибудь для души. Из последнего, что я перечитал, - Томас Манн, Генрих Гессе, "В сторону утраченного времени" Пруста. Читаю преимущественно по ночам.
- Что вас особенно удивило из музыкальных новинок? Может быть, вам понравился кто-то из ваших молодых коллег?
- К великому сожалению, ничего. Недавно в Мариинском театре состоялась премьера моего коллеги Александра Смелкова - опера "Братья Карамазовы". Увы, чуда не произошло. Там много хорошего, но все же это не Достоевский. Сейчас многие мои коллеги пишут оперы - Владимир Дашкевич, например, или вот Давид Тухманов сочинил "Екатерину Великую", но трудно создать в этом жанре что-то поистине настоящее. А я хочу попробовать это сделать.
Оксана ЗЕМСКАЯ.
Кстати
Вместо Кобзона спела Орбакайте
Оказалось, что песню к фильму "Московская сага" сначала должна была исполнить не Кристина Орбакайте, а… Иосиф Кобзон. - Да, Александр Журбин предложил сначала мне исполнить песни для фильма "Московская сага". Я их спел, - рассказывал Иосиф Давыдович. - Но потом оказалось, что эти песни поют в оккупированном немцами городе. Такого мне бы не простило руководство! - тут Кобзон с улыбкой указал на единоросса Олега Морозова. - А я ведь уже тогда был депутатом Госдумы. И песню замечательно спела Кристина Орбакайте, в ее исполнении она и вошла в фильм.
Справка "НН"
Александр Борисович Журбин - заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов. Окончил Ташкентскую консерваторию по классу виолончели, затем - Российскую академию музыки имени Гнесиных по классу композиции и аспирантуру Ленинградской консерватории. Автор трех балетов ("Красная птица", "Женитьба", "Западня"), более 30 мюзиклов, а также нескольких симфоний и концертов. Но страна больше знает его как композитора известных песен и музыки к фильмам ("Эскадрон гусар летучих", "В моей смерти прошу винить Клаву К.", "Мелодия на два голоса", "Московская сага" и другие). С 1999 года в Нью-Йорке ежегодно проходит фестиваль российских фильмов, организованный Журбиным с целью поддержки российского кинематографа и развития российско-американских культурных связей.