Эдуард Ханок:В спорте Пугачеву и Лещенко давно отправили бы в запас!

Эдуард Ханок:В спорте Пугачеву и Лещенко давно отправили бы в запас!

В Нижний композитор Эдуард Ханок, автор популярных песен "Малиновки заслышав голосок", "А я лягу-прилягу" и "То ли еще будет…", приехал на недавнее песенное шоу.
Изгой нашей попсы
Пока на сцене выступали артисты, он ходил за кулисами и то и дело посматривал на пробегающих мимо журналистов: не подойдет ли кто взять интервью? Увы, никто не подходил: узнать в пожилом человеке когда-то известного на всю страну композитора Эдуарда Ханка было сложно. Впрочем, как скоро выяснилось, ничего страшного для себя в этом композитор не усматривает: все это лишний раз доказывает его знаменитую "теорию творческих волн", которая несколько лет назад буквально потрясла наш шоу-бизнес. Согласно этой теории, уходить эстрадному артисту и композитору-песеннику из профессии надо уметь вовремя.
Ханок подошел к делу серьезно, проанализировал творческие судьбы многих наших неприкасаемых и написал книгу "Пу-га-чев-щи-на", которая тут же стала бестселлером. А сам композитор - едва ли не изгоем шоу-биза. "Время Пугачевой давно прошло, нельзя этого не видеть", - утверждал композитор.
Обиделись на книжку все, включая Примадонну, которой он когда-то написал несколько хитов. Впрочем, через пару лет Ханку пришлось извиниться перед Аллой Борисовной аж на коленях. И дело вроде бы тогда забыли. Но Ханок не успокоился. Недавно он выпустил свою вторую книгу "Пу-га-чев-щи-на: десять лет спустя", где кроме Аллы Борисовны фигурируют и другие звезды шоу-бизнеса. О том, почему он вновь взялся за свой нелегкий труд и почему перестал сочинять песни, Ханок рассказывает нашему корреспонденту в эксклюзивном интервью.
Примадонна держится на скандалах
- Эдуард Семенович, даже ваша первая книжка вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Вы так убедительно все доказали, что подумалось: все, нашей эстраде подписан приговор. Но все осталось по-прежнему. Вас это не обижает?
- Абсолютно. Моя теория основана на том, что любой талантливый артист вначале всегда попадает в волну. Все начинается со шлягера. Неважно, какой это будет шлягер - "Арлекино" или "Там, в сентябре". И если количество шлягеров разрастается, это уже волна. Это как в воздух поднимаешься на самолете. Земля отрывается, все люди становятся мелкими, а ты, наоборот, важным и большим. Основной закон теории волн в том, что эстрада - искусство временных эмоций. И как бы артист потом ни старался, ничего у него дальше уже не получится. Человек взлетает на эти свои волны, достигает пика и… неизбежно падает в творческий климакс. И в новой книжке все это только подтверждается.
- Сколько лет, по-вашему, артист может пробыть на волне?
- Обычно не более пяти - шести лет. Если в певце больше волн не заложено, он "одноволновик", и дальше можно сесть только на остаточную волну. Если получится, конечно. А если артист и в дальнейшем хочет быть успешным, то ему нужно либо поменять профессию, либо найти какую-то новую "фишку", которая будет держать его дальше. И в том и в другом случае примеров масса. Вот Лолита ушла из кабаре-дуэта "Академия" в сольную карьеру, и интерес к ней остался. Или возьмите Пугачеву. У нее эта "фишка" вообще работает уже более 20 лет! Вторая волна пошла у нее с 1980 по 1985 год, когда она стала петь песни Раймонда Паулса и Игоря Николаева. А вот когда в ее репертуаре появились "Белая панама" и песни Кузьмина, это было уже начало кризиса. И тут вдруг все поменялось. Помните, вначале все заговорили о ее романе с Кузьминым, потом - с Челобановым, затем - о свадьбе с Киркоровым, теперь все говорят о Галкине. И почти никого уже не интересует, что и как она поет. Потому что песни в ее жизни теперь занимают очень малое место. Она больше не создает хитов, которые по мастерству могли бы сравниться с "Арлекино" и "Все могут короли".
- Но вы же сами говорите, что век артиста эстрады ограничен.
- Совершенно верно. Но тогда не надо делать вид, что ты на сцене что-то еще можешь. Я это понял давно и уже 25 лет совершенно не пишу песен, хотя меня об этом зрители все время просят. Но вы же понимаете, что это было бы уже смешно.
За "Путану" Газманов мог получить статью
- Однако пишут же песни Морозов, Пахмутова? Вот Юлиан, например, поет…
- Ну, нет, он всего лишь перепевает наработки Пахмутовой. И что? У меня Витас поет "Потолок ледяной", эта песня была хитом 35 лет назад, но не сегодня. Искусство не остановить! Знаете, когда я в свое время ездил по Дворцам спорта с Магомаевым и Богатиковым, кто был Леонтьев? Бездарь! Кто Розенбаум? Макаревич? Шушера! А сегодня они все народные артисты. "Формат" стал другим. Песни Газманова в "советском" формате - сплошная антисоветчина. "Путана" никогда бы не прозвучала в то время, "Москва, звонят колокола!" обвинили бы в религиозной пропаганде, а за "Офицеров" при Сталине вообще полагался расстрел. А сегодня эти песни звучат.
- Однако певцы 70 - 80-х до сих пор собирают залы.
- Это другой вопрос. Все эти артисты работают либо на остаточной волне, либо перепевают свои старые хиты. Так же было и раньше, Утесов пел на остаточной волне, Кристалинская успела уйти на пике. И то же происходит в других странах: Пол Маккартни, например, сейчас тоже работает на остаточной волне. Я просто открыл закон этих волн. А проиллюстрировал на примере Пугачевой как на наиболее яркой представительнице эстрады. Но для меня она слишком малая сошка. В балете или спорте Пугачеву и Лещенко давно бы уже отправили в запас.
- А что же вы тогда в ножки Алле Борисовне пали-то?
- Ну что мне оставалось делать? Меня били, ругали, тогда нас засняли с ней во всех газетах! Но все это была игра. Вы поймите, моя теория действует, несмотря ни на что. Я горжусь своим открытием и сейчас прилагаю теорию волн к другим людям - Путину, Яшину, Родниной, у меня уже готово более 100 персонажей, и скоро о них я тоже напишу. По-другому все только в классической музыке, например у Чайковского. А вот Булгаков полностью совпадает с законом волн. Сейчас я прилагаю свою теорию к Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому.
Кристина оказалась под рукой
- Неужели вы не вспоминаете время вашей популярности?
- Конечно, мне приятно, что эти песни пелись. Но не больше. Сейчас я считаю себя счастливым человеком, потому что стал заниматься аналитикой и открыл закон волн.
- А как получилось, что вы написали песню для маленькой Кристины Орбакайте? Алла Пугачева попросила?
- "Солнышко смеется" должен быть исполнять кто-то из детей. Рядом оказалась Кристина. Но, честно говоря, спела она ее плохо. Не зря говорят, что на детях природа часто отдыхает. Где сейчас сын Газманова, дочь Николаева? Кристина - хорошая актриса, но, увы, не певица.
- Говорят, вы работаете сейчас не только над новой книгой, но и над диссертацией?
- Да, моя работа называется "Теория творческих профессий", и в ней как раз большое место отводится "теории волн".
Оксана ЗЕМСКАЯ.

Справка "НН"
Эдуард Ханок - автор хитов "То ли еще будет", "Малиновка", "Я у бабушки живу" и многих других. Закончил Московскую консерваторию им. Чайковского (1969 г). Член Союза композиторов, заслуженный деятель культуры Белоруссии. Свою первую песню написал в 20 лет. Сотрудничал со многими звездами эстрады - от Эдуарда Хиля до Кристины Орбакайте. Придумал мультик о звездах шоу-бизнеса. В последнее время ведет изыскания о "теории творческих волн".


Следите за нашими новостями в удобном формате