В кремлевском Арсенале демонстрируется новое видео группы "Синие носы". Оно посвящено "строительной" тематике, благо в Арсенале полным ходом идет ремонт, дающий массу впечатлений любому нормальному современному художнику.
Почему их так зовут
“Накануне наступления 2000 года в мире царила легкая паника, связанная с поверьем, что де все цифры обнулятся, компьютеры перестанут работать, а ракеты сами полетят и взорвутся, и так далее, и тому подобное. И этот миллениум так надоел, что мы полезли Новый год встречать в бомбоубежище, отгородившись от внешнего мира и предполагаемой катастрофы. По строгой договоренности не стали брать туда водку, женщин, часы и электронные приборы. Все было сурово: валенки, тулупы, нары, матрасы... В первый день было весело, а потом стало скучно. Но тут выяснилось, что двое из нас, чтобы фиксировать техногенную катастрофу, втихаря протащили с собой видеокамеры. И чтобы не было скучно, мы стали снимать короткие гэги. Потом, чтобы как-то обозначить эту видеоклоунаду, мы использовали синие пластмассовые пробки от пятилитровых канистр с водой: у клоунов - красные носы, а мы себе на резинках приделали синие. То есть это не имеет никакого отношения ни к морозу, ни к алкоголизму. Просто дюжина придурков провела четыре дня в новосибирском бомбоубежище и наснимала там смешное видео.
А потом как-то неожиданно, в одночасье, мы стали знаменитыми. И название, связанное с носами, привязалось. Хотя мы сначала протестовали и пытались утверждать, что мы - художники, творцы”.
Так, по версии Вячеслава Мизина, рождаются легенды.
Немного провокации - и все будет хорошо
Эпатаж - обязательный элемент современной культуры. Точнее, "Синие носы" за ним специально не гонятся, но в любую работу закладывают элемент провокации. Сначала зрителя "зацепляет", а после он уже воспринимает прочие слои содержания, которые, уверяю, присутствуют в произведениях современного искусства. "Говоря по-простому, позырить и офигеть, - смачно поясняет Вячеслав Мизин. - А после все остальное - гегелевский генезис, приводящий к катарсису".
"Синие носы" без проблем осознали строящийся Арсенал как арт-объект. Шабуров - архитектор, Мизин работал на стройке прорабом, так что они легко нашли общий язык со строителями. Вторая серия фильма, кстати, посвящена рабочим. "И вообще, рабочий - важная тема для Нижнего Новгорода", - вполне справедливо заявляют художники.
Первая подача строительного видеоарта оказалась наполнена фирменными буквализмами "Синих носов". Съемки длились в июле, в течение четырех самых жарких дней года. Художники, сами себя считающие мастерами сатиры, на этот раз сняли фильм ужасов, правда, со счастливым концом. Ценность "Арсенала с человеческим лицом" - краткого смешного фильма - показалась небесспорной. Хотя…
- Современное искусство создает документы времени. Через полтора года здесь, в кремле, все будет как в Базеле или Нью-Йорке - прилично и вполне буржуазно. Но вот составлен документ о том, как мы сейчас сидим в этих стенах на лавочках, в сене, и идет строительство - это же исторические моменты, сопоставимые с выступлением Ленина на первом съезде партии! Вы сами потом будете смотреть этот фильм со слезами на глазах…
А сверхидеей фильма, по словам художника, стало чудесное преображение гадкого утенка: "Еще не лебедь, но он уже готов полететь".
Мария ФЕДОТОВА.
Справка "НН"
"Синие носы", они же Вячеслав Мизин и Александр Шабуров, несколько лет назад отличились на торжественном открытии Арсенала. Их акция с запусканием салюта из штанов имела громкий общественный резонанс. Между тем само собой подразумевается, что на открытии обновленного Арсенала (согласно планам, это произойдет через два года) они также покажут нечто замечательное и шокирующее.