До воскресенья, 14 октября, включительно в первом и третьем павильонах Нижегородской ярмарки работает III Международная выставка живописи, графики, скульптуры, фотографии и декоративно-прикладного искусства «Арт-Россия - 2018».
В представительном смотре приняли участие свыше 350 художников, творческих объединений и художественных галерей из Нижнего Новгорода, 24 городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Первый павильон посвящен искусству, третий - более коммерческого толка, с товарами народного потребления и продуктами питания.
Открывая выставку, замминистра культуры Нижегородской области Алла Забегалова отметила ее особинку, связанную с местом проведения. Ведь Нижегородская ярмарка издавна задавала мировой стандарт цен и качества на некоторые товары, правда промышленные. «В данном случае ярмарка продолжает быть законодательницей мод, на хороший вкус и на искусство», - констатировала замминистра.
От фото до шляп
Мода и фотоискусство объединились в лице «Амбротип-ателье», где с помощью стильных аксессуаров и особого мастерства фотографа любой желающий получал на руки портрет себя любимого, словно изготовленный сто лет назад.
Любители старины также с интересом засматривались на ассортимент антикварных лавок - отреставрированные вещицы позапрошлого века и стилизованный новодел. Иным по душе были изломы и изыски авангарда, также представленного достаточно широко.
Большой популярностью у посетителей пользовались куклы. В этой области широко представили своих детищ - невероятных, пугающе жизнеподобных существ - мастера Нижегородской артели кукольников. Керамисты - «Сарайко номер семь», Почаинская гончарня, пермская «Лепота», Галина Ядринцева и многие, многие другие - выставили необычную посуду с растительным принтом, неопознаваемые предметы для украшения интерьера и обманчиво «кривые» бокалы, которые так удобно держать в руках. Балахнинские кружевницы не только привезли ажурные изделия, но и проводили мастер-классы. С размахом дебютировал Музей живой бумаги: помимо прочего мастерицы представили огромного дракона из папье-маше, который изготавливался и сушился в течение нескольких месяцев.
Многие творцы, точнее их запоминающиеся работы, уже знакомы посетителям по предыдущим выставкам: эмали Вахтанга Джаниашвили, знаменитые «Солнечные ангелы» Галины Чувиляевой из сумрачного Санкт-Петербурга, веселые фантастические миры нижегородца Валентина Багаева, россыпи цветов Ольги Таланцевой из Козьмодемьянска, освежающие элегии нижегородца Алексея Гарина…
Москвичка Ольга Курзанова работает в манере черно-белого импрессионизма, и ее работы способны вогнать в депрессию самого жизнерадостного живчика. Чего стоит «Новый день» - городское утро со слепяще-белесым небом и черными столбами жилых «муравейников»!
Модельер Роман Деливрон, еще не так давно работавший в Нижнем Новгороде, а ныне проживающий в Сочи, вновь привез авторские головные уборы, оригинальные, но в меру, и к нему моментально выстроилась небольшая очередь.
Как писать тканями о музыке?
Убедительно подтверждая международный масштаб «Арт-России», неподалеку от входа в огромный выставочный зал представлен вернисаж под общим названием «Итальянцы в России». В нем 72 работы 17 мастеров; четверо художников приехали лично представить свои произведения, и в их числе добрый знакомый «Нижегородских новостей» Мауро Роберто Гавацци. Интервью с художником-философом, бывшим министром культуры Лигурии, наша газета публиковала год назад. На одной из своих работ Мауро запечатлел Красную площадь в антураже знаменитых соборов и с памятником Минину и Пожарскому. «Это не фотографическое, не реалистическое изображение, - пояснил он корреспонденту «НН». - Оборот картины представляет собой шахматную доску, где те или иные фигуры занимают строго определенные места. Работа наполнена символами власти, веры и героики, и в целом она говорит о том, что Россия восстанавливается, возрождается. Изображение монумента Минину и Пожарскому означает бессмысленность попыток завоевания великой страны России, посягания на ее свободу».
Еще одна итальянская художница, Анита из Лукки, «пишет» тканями о музыке в авторской технике, посвящая свои работы великим итальянским композиторам. Есть у нее и тканевые книги стихов, вдохновленные многообразием оттенков песка и моря.
Недостатка в иностранных гостях, впрочем, не было. Многие посетители останавливались у крупных, детализированных карт Таро от венгров Kogart&Daniloff Art. Притягивали взгляд колоритные полотна греческого «Пути единства»; среди экзотических натюрмортов и пейзажей неожиданным откровением воспринимается великолепный портрет Максима Горького кисти Павлоса Арзуманидиса. На ветвях декоративного дерева разместились яркие, крупные, агрессивные даже украшения из натурального камня от армянских мастеров SOORS ART.
Кажется, что все многообразие мира искусства было представлено на «АРТ-России». Ну а параллельная программа с мастер-классами, перформансами и творческими встречами расширяет формат ярмарки-продажи до фестивального.
Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.