Выставки
Драгоценности напоказ
Нижегородский государственный художественный музей (кремль, корпус 3).
Коллекция художественного серебра. 6+.
Открытое хранение фонда – это особая система хранения, позволяющая сделать доступными для обозрения музейные предметы, находящиеся в запасниках.
Впервые подобное хранение было организовано в НГХМ в 2011 году для демонстрации коллекции художественного серебра XV – начала ХХ веков. С тех пор эта экспозиция пользуется особой популярностью, а специально оборудованный зал, где выставлены все эти драгоценности, окрестили «Серебряной комнатой».
В этой «комнате» представлены около 100 экспонатов, изготовленных преимущественно, действительно, из серебра. В основном, это работы русских мастеров, в большинстве – предметы церковного назначения. Однако есть любопытнейшие экспонаты, например ларчик работы датского мастера, который успешно «гастролировал» по крупным музеям, и сотрудники этих музеев буквально умоляли отдать им нижегородские сокровища, мотивируя просьбу словами: «Ну куда они вам, все равно же вы их не выставляете».
Внимание посетителей останавливается на скромной веточке незабудок, изящно воткнутой в хрустальный стаканчик. Это - редчайшая работа большого поклонника цветов Карла Фаберже, на ювелирной фирме которого, вопреки стереотипу, изготавливали не только яйца.
Экскурсии проводятся по специальному графику: среда - 14.00, пятница - 15.00, суббота и воскресенье - 14.00, 15.00. Также возможно проведение экскурсий для групп по заявкам.
Лекции
О новом менеджменте по-советски
До 23 ноября. Арсенал.
«Горький. Модернизм». 12+
«Дорогая, говорят, прежде здесь стоял другой город. Мы собрались вместе, чтобы понять, в каком месте мы живем, но главное - в каком времени».
Это - цитата из киноэссе художника Дмитрия Степанова «Горький. Точки невозврата».
Рассказывая о советской архитектуре города Горького, режиссер предлагает подумать о недавнем советском прошлом Нижнего Новгорода. Полную версию киноэссе можно увидеть в экспозиции выставки «Горький. Модернизм» (работает до 21 октября включительно) и на итоговом семинаре «Конец Модернизма. Постсоветский Нижний», который состоится 27 октября в 18.00 в Киноконцертном зале Арсенала.
Также еженедельно по пятницам с 18.30 в Арсенале проходят лекции, посвященные краткой истории «управленчества» в советской культуре, искусстве, философии и экономике. В 60-е СССР сделал серьезную ставку на научно-техническую революцию и, в частности, очень интересовался новыми — научными — методами управления.
19 октября. Игорь Кобылин. «Предыстория: рождение советского менеджмента из духа «музыки революции», или авангардная наука управления».
26 октября. Игорь Кобылин. «Наука современных рабовладельцев»: споры о кибернетике в советской философии».
2 ноября. Игорь Кобылин. «Американский менеджмент на службе Стране Советов: тандем Косыгин — Гвишиани и экономическая модернизация конца 60-х гг.».
9 ноября. Илья Калинин. «Социализм как живое творчество масс: порядок дискурса и массовая самодеятельность (1920–1930 гг.)».
23 ноября. Игорь Кобылин. «Методология может все»: оргуправленческий проект Георгия Щедровицкого».
Для студентов и магистров Мининского университета вход свободный по предъявлению студенческого билета.
Спектакли
Возвращение Кумы
26 октября. Театр оперы и балета. 18.00.
«Чародейка». 12+.
Полтора века назад драматург Ипполит Шпажинский взял нижегородское предание о Куме-чародейке и сделал из него пьесу – трагедию в пяти действиях. Оригинал этой пьесы, кстати, почему-то хранится в Гарварде, но сейчас это непринципиально. Важно то, что, вскоре после своего рождения, пьеса попала в руки композитора Чайковского, и заинтересовался сугубой мелодрамой – что-что, а подогреть страсти Шпажинский очень даже любил.
И вот Петр Ильич, обычно работавший вдохновенно и стремительно, напрочь завяз в «Чародейке», и маялся с ней два с половиной года, много раз переделывая и переписывая. Но все же эта опера оказалась особым для него детищем. «... никогда с таким старанием я не работал, как над «Чародейкой». Я знаю, что когда-нибудь она свое возьмет...» - писал композитор нотному издателю Юргенсону.
Премьера состоялась в Мариинке ровно 131 год назад, также в октябре. Дирижировал сам Чайковский.
Для нижегородской оперы «Чародейка» стала одной из предвоенных премьер и, кстати, то была первая постановка оперы на советской сцене, а ставил ее будущий корифей отечественной театральной режиссуры Борис Покровский.
26 октября нижегородское предание возвращается на родную землю. Над премьерой работали дирижер-постановщик Сергей Вантеев, режиссер-постановщик Вадим Милков-Товстоногов, художник-постановщик Иван Совлачков, хормейстер-постановщик Эдуард Пастухов.
Концерт
С русским акцентом
20 октября. Центр культуры «Рекорд». 12.00.
«Нижегородский изумруд». 6+.
Центр культуры «Рекорд» и ассоциация Русского романса представляют музыкальный проект «Нижегородский изумруд». Проект представляет собой ежемесячные концерты на сцене «Рекорда», в чьих программах интереснейшие солисты исполнят романсы. Обещаем, что каждый слушатель будет и удивлен, и очарован.
20 октября – открытие проекта и программа «Осенний романс». Прозвучат современные и старинные романсы под фортепиано и гитару в исполнении Анны Куприяновой (Нижний Новгород), Валерии Черной (Москва), Юлии Панфиловой (Казань», Николая Кошелева (Нижний Новгород) и Надира Ширинского (Москва).
Автор проекта и один из его организаторов - москвич Надир Ширинский: известный певец, коллекционер и историк, автор и ведущий цикла «1000 и одна тайна старинного русского романса» на Радио России. Интервью с ним читайте в одном из ближайших номеров нашей газеты.
21 октября. Большой зал консерватории. 13.00.
Константин Шаханов. 6+.
Константин Шаханов - уникальный исполнитель на исконно русском музыкальном инструменте с тысячелетней историей - гуслях звончатых. Он выступит в нашем городе с Нижегородским русским народным оркестром (дирижер – художественный руководитель коллектива, народный артист РФ Виктор Кузнецов).
Репертуар музыканта из Санкт-Петербурга, лауреата международных конкурсов включает множество произведений разных стилей и жанров. Нижегородскую программу составили авторские сочинения гусляра. Слушатели смогут оценить эффектные пассажи, вариационные переборы, традиционные наигрыши старинного инструмента.
Звоните и выигрывайте!
Уважаемые читатели, Русский народный оркестр предоставляет бесплатный билет на два лица тому из вас, кто первым дозвонится в редакцию и назовет имя былинного героя, который играл на гуслях для морского царя. Звонки принимаются 19 октября с 11.00.
26 октября. Кремлевский концертный зал. 19.00.
Майя Балашова. 6+.
После трехлетнего перерыва на нижегородскую сцену выходит с большим концертом-бенефисом Майя Балашова.
Широкой публике в России и за границей Майя известна больше как народная певица и исполнительница русского романса, однако ее реальный репертуар и возможности ее уникального голоса гораздо шире. Программа, которую Майя представит 26 октября нижегородцам, будет включать в себя полюбившиеся зрителю романсы и русские песни, а также удивит неожиданными дуэтами и премьерами.
Певица выступит в сопровождении двух оркестров: Нижегородского русского народного оркестра и Джазово-симфонического оркестра под управлением Михаила Петропавловского.
Также в программе примут участие специальные гости: лучший голос Бурятии, заслуженная артистка Бурятии Ольга Жигмитова, лауреат международных конкурсов Александр Суханов, Марина Гиоргадзе, ансамбль песни и танца «Казачий хутор» и другие.
Кино
Наши за границей
До 28 октября. «Орленок».
«Гофманиада». 6+.
Анимация. Россия, 2018.
Режиссер Станислав Соколов.
Художник Михаил Шемякин.
Композитор Шандор Калош.
Роли озвучивают: Анна Артамонова, Павел Любимцев, Александр Ширвиндт, Наталия Фиссон, Алексей Петренко, Владимир Кошевой, Анвар Либабов, Вячеслав Полунин.
«Гофманиада» – уникальный анимационный проект, вдохновленный легендарными произведениями немецкого писателя Эрнста Гофмана.
Полнометражный мультфильм сделан в технике кукольной анимации, что в последние годы стало невероятной редкостью. Тут можно вспомнить, пожалуй, лишь «Гадкого утенка» Гарри Бардина и «Бесподобного мистера Фокса» Уэса Андерсона. Работа над «Гофманиадой» шла более 15 лет, а каждая кукла, которую зрители увидят в фильме, создана мастерами вручную.
Главный герой фильма – Эрнст Теодор Гофман собственной персоной. Молодой юрист, музыкант и писатель, он живет сразу в двух измерениях: воображаемом мире собственных произведений и в обычной реальности небольшого немецкого городка. В образах своих героев Гофману предстоит пережить самые удивительные и полные опасностей приключения, которые могут оказаться не просто фантазиями из его собственных сказок.
28, 29 октября. ЦК «Рекорд».
Фильмы студии «Альбатрос». 12+.
«Альбатрос» называют «русской киностудией в Париже». Вообще «Общество фильмов Альбатрос» было создано в 1922 году, а до того студия называлась «Ермольев-Синема» по имени ее создателя — продюсера Иосифа Ермольева, который уехал из революционной России в Париж вместе со всеми своими артистами и арендовал студию в парижском пригороде.
Главной звездой фильмов студии стал актер Иван Мозжухин, который работал по системе Станиславского и пользовался огромным успехом у зрителей. О нем, как и о Саре Бернар, говорили, что нужно непременно увидеть, как артист умирает.
Фильмы, созданные на студии «Общество фильмов Альбатрос» поражали современников уровнем игры актеров, качеством декораций и красотой костюмов. Именно они дали толчок для развития французского авангарда в кино.
Нижегородцы смогут увидеть три фильма от «Альбатроса».
28 октября, 14.00. Лев Моголов» (1924). Принц Руджито-Сингх влюбляется в юную наложницу и, похитив ее, пытается скрыться. Настигнутый погоней, он вынужден оставить любимую в руках преследователей и искать убежище в далекой и непонятной Европе. На судне, везущем принца на чужой континент, он встречается с киноактрисой Анной, которая, предлагает ему стать ее партнером на съемочной площадке.
28 октября, 16.00. «Кин, или Гений и беспутство» (1924). Экранизация произведения Александра Дюма об актере Эдмоне Кине (Иван Мозжухин) — исполнителе роли Ромео, гении и повесе, любителе женщин и противнике аристократии.
Фильм будет показан с живым музыкальным сопровождением — аккомпанементом французского композитора и пианиста-импровизатора Матьё Реньо.
29 октября. 18.30. «Костер пылающий» (1923). Режиссер и сценарист Иван Мозжухин. Фильм открывается эпизодом ночного кошмара женщины, которую преследует один и тот же человек в разных ипостасях.