Вокалист «Синей птицы» рассказал о взлетах и падениях легендарного коллектива

Вокалист «Синей птицы» рассказал о взлетах и падениях легендарного коллектива

«Там, где клен шумит…».

«Люди встречаются, люди влюбляются, женятся…».

«Ты мне не снишься, я тебе тоже…».

«Напиши мне письмо, хоть две строчки всего…».

Согласитесь, этот перечень навевает мысли о каком-то фантастическом концерте мечты по заявкам - концерте из песен, узнаваемых с первой ноты, которые знает наизусть огромная страна. И все эти песни – из репертуара одной группы! Неслучайно этим музыкантам порой приходилось выступать по нескольку раз за день! 

Легендарный ВИА «Синяя птица» снова несет слушателям всего мира незабываемые романтические программы.

Четвертого ноября коллектив выступит в дзержинском Дворце культуры химиков, пятого ноября – во Дворце культуры автозавода. Начало в 19.00, 12+.

В преддверии выступления на Нижегородчине корреспондент «НН» связалась с солистом «Синей птицы» Александром Дроздовым и, несмотря на исключительную гастрольную занятость, он согласился на интервью.

Поиграть битлов, попеть для белорусов

- Александр, скажите, пожалуйста: вы сами, в юности, являлись ли поклонником «Синей птицы»? Подпевали ли вы пластинкам, не подозревая, что когда-нибудь займете место солиста этой супер-популярной группы? Какие у вас были музыкальные перспективы вообще?

- Должен сказать, что с юного возраста принимал участие во всех пионерских вокальных смотрах. Четко отложился в памяти такой факт. Один из членов худсовета - было когда-то такое понятие - сказал после моего конкурсного выступления следующее: «Абсолютно все данные для певца, но руку из кармана нужно вынимать».  Это замечание вызвало в моей неокрепший юной душе неприятие и возмущение: почему некий дядя дает себе право руководить мной? Теперь, по прошествии лет, руку в кармане брюк уже держать можно. Но уже не хочется (смеется).

Изначально я был поклонником группы Deep Purple. Когда впервые услышал альбом Deep Purple In Rock, меня просто «приплющили» игра Блэкмора, Лорда, Пэйса и вокал Гиллана. 

В школьном ансамбле в Самаре, тогда Куйбышеве, я с восьмого класса стал солистом. Даже на собственном выпускном всю программу вечера мы пели и играли с большого балкона школы, а внизу, на школьном дворе, танцевали выпускники.

Узнав, что кумиры включают в свои песни элементы классической музыки, я стал слушать токкаты и фуги Баха, произведения Брамса, Мендельсона-Бартольди, Гайдна, Моцарта, переслушал все девять симфоний Бетховена. Купил в магазине «Искусство» Przewodnik koncertowy на польском языке и всецело увлекся классической музыкой, параллельно окончив музыкальную школу по классу аккордеона.

В это же время появилась еще одна вселенская любовь - музыка Beatles. Поэтому, когда позволяет время и волей судеб оказываюсь в Самаре, с радостью пою в группе «Постскриптум» самарской Битлз-Ассоциации. Эта любовь - навсегда.

На каком-то этапе и песня «Клён» проникла в душу, а также, естественно, и песни наших великих современников, Вячеслава Добрынина и Юрия Антонова: «Где же ты была», «Ты мне не снишься», «Так вот какая ты», «Я иду тебе навстречу», «Белый теплоход». Это уже другой вектор любви: музыка русской души.

- В эпоху СССР мощно проявила себя плеяда белорусских эстрадных коллективов, образовавшихся в семидесятые годы – «Песняры», «Сябры», «Синяя птица», «Сузорье» и иже с ними – отличавшиеся потрясающей мелодичностью, чьи песни ложились на слух как-то по-особенному легко. Чем вы можете это объяснить?

- Полагаю, врожденной музыкальностью братского белорусского народа. Очень люблю выходить на одну сцену с Толей Кашепаровым, с Лёней Борткевичем, Мишей Долотовым. И, конечно, обожаю ездить в Минск с концертами. Мы делаем это каждую весну и собираем в Минске неизменный аншлаг. В 2019 году поедем туда 9 марта по заведенной традиции. Удивительный поэт-песенник, мой давний соавтор Олег Жуков с супругой всегда приходит на концерт, выходит на сцену, и мы вместе с ним исполняем два его суперхита: «Люди встречаются» и «Наташа». Белоруссия - это любовь навсегда!

Марафон по заявкам

- В одном из интервью вы говорите: «Главным и единственным желанием после двух с половиной часов концерта у каждого слушателя будет только одно – чтобы он не заканчивался». Это, наверное, шутка? Как такое возможно?

- Это не шутка. Я выхожу на сцену со словами: «Добро пожаловать на праздник души. Мы сегодня подарим вам со сцены добро и свет, чтобы вы, разъехавшись по своим уютным домам, распространяли этот свет дальше».

Должен вам признаться, что наш гастрольный график от сегодняшнего дня, 12 октября 2018 года, и до 10 декабря 2019 года полностью расписан, и концерты идут либо ежедневно либо через день от Белгорода до Южно-Сахалинска и обратно, а также, естественно, за пределами нашей великой Родины. И во всех городах без исключения люди после окончания запланированной программы встают и своими аплодисментами и возгласами просят продолжать концерт. Что мы, естественно, и делаем: исполняем как минимум пять-шесть песен на бис.

- Что нижегородцы услышат на вашем концерте?

- Нижегородцы услышат на нашем концерте не менее трех десятков песен, которые отобраны прямо на живых выступлениях сотнями тысяч зрителей в течение 18 лет гастролей.

Это всеми любимые, незабываемые хиты. Также мы исполним относительно новые композиции: «Луна», «На белом покрывале любви». Возможно, прозвучит песня «Чистая любовь» (на которую незнакомые мне люди в интернете сделали уже более 10 видеороликов), «А я не верил...». Исполним «Что такое нежность», которая бьет все рекорды по скачиванию минусовок на соответствующих сайтах в интернете, и «Сладкую», записки с просьбой исполнить которую очень часто приходят на концертах,. Исполним волшебную «Не представляю жизни без тебя» и «Девочки», которая заставит облиться слезами умиления тех, у кого подрастают дочери. Споем абсолютно новую песню «Девушка моей мечты». 

Подчеркиваю: все песни будут исполнены только по просьбе зрителей!

С начала тысячелетия – с «Синей птицей» 

- Пожалуйста, поясните: что же произошло с «Синей птицей» в 1991 году, и как она возродилась?

- Озвучу то, что мне известно от Сергея Дроздова лично. В 1989 году он ушел работать солистом в группу «Красная Площадь», причем сам говорил об этом периоде так: «Мне никто так хорошо не аккомпанировал, как «Красная Площадь».

Вообще в девяностые людям стало не до концертов: они растерянно искали свое место в резко меняющиеся действительности.

А в конце девяностых стали предприниматься попытки по возрождению «Синей Птицы».

Я был приглашен в коллектив директором «Синей птицы» и директором компании «Русская Филармония-Самара» Сергеем Сорокиным. Мне самому и в голову не пришло бы «проситься», тем более что в апреле 2000 года мне поступило потрясающее предложение. Бас-гитарист группы «Машина времени» и директор компании Sintez Records Александр Кутиков встретился со мной и сказал: «Я буду твоим продюсером».

На сцену в составе ВИА «Синяя птица» я впервые вышел в апреле 2000 года. А 10 июля 2000 года мною был подписан контракт с компанией «Русская Филармония-Самара» с записью в трудовой книжке «Принят на работу артистом ВИА «Синяя птица».

Мы всей командой поселились в Москве в двухкомнатной квартире в Выхино. С Сергеем Дроздовым вообще спали под одним одеялом. И не расставались в дальнейшем уже в течение долгого времени. Когда ты принужден волей обстоятельств не один год быть с человеком непрерывно и на сцене, и в купе поезда, и в поездках по городу, и во время саундчеков, расставаясь фактически только на время ночного сна, то, безусловно, не можешь не знать всех его секретов в данный период времени, проникаешься всем его предыдущим опытом - которым Сергей Дроздов охотно со мной делился. А он – уж поверьте – поистине великий артист!

- Известно, что на детей великих артистов «давит» родительская слава, и подчас трудно избежать сравнений. Насколько тяжел для вас непомерный груз славы «советских Uriah Heep»?

- Никакая слава на меня лично давить не может, ибо нет ничего более пустого, чем это понятие. 

Наш лозунг прост: «Для души поем, а не для славы».

Состав коллектива устойчив, харизматичен, высокопрофессионален. Репертуар постоянно пополняется новыми хитами. 

- С течением времени музыканты, даже самые великие, уходят, и, быть может, обновление такого рода – верный путь к долгой жизни легендарных коллективов?

- Когда уходят великие, потеря эта всегда невосполнима. Ведь узнаваемость песни - это главным образом тембр певца. Недаром Сергей Дроздов постоянно повторял: «У меня голоса нет, у меня тембр».

А вот песни будут жить. Те, которые проверены временем и отобраны зрителями. И старые, и новые.

План такой: ежедневное счастье

- Меняется время. Меняются ли песни группы – или вы поете о вечном?

- Рождается очень большое количество новых песен. Все они, естественно, проходят неумолимый отбор слушательской любви и включаются в программу только по просьбам зрителей. 

Но есть, конечно, и вечные песни.

Я очень благодарен автору музыки песни «Клён» Юрию Игнатьевичу Акулову за то, что у меня есть права на эту поистине народную песню, и поэтому с радостью выполняю его личную просьбу, а именно: исполнять на каждом концерте еще одну его песню, «Наташа». И петь мне ее тем приятнее, потому что автором слов этой песни является мой давний соавтор, великолепный поэт-песенник из Минска Олег Жуков.

Вячеслав Добрынин во время своего юбилейного концерта в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге сказал мне: «Саша, пой больше моих песен». Я бесконечно благодарен ему за это, ибо песни безусловно прекрасны, и любая из них является украшением концерта: и «Ты мне не снишься», и «Так вот какая ты», и «Горько», и «Где же ты была», и «Напиши мне письмо», и многие другие...

Никак не обойтись в программе и без песен великого Юрия Антонова. С песней «Я иду тебе навстречу» мы вдохновенно выходим навстречу зрительному залу, а на «Белом теплоходе» вместе со зрителями уходим вслед за солнцем, словно оставляя за кормой уплывающий морвокзал.

Когда мы пели лично Владимиру Владимировичу Путину, и он подпевал песне «Клён», я понял одну ставшую бесспорной вещь: песня, которой подпевает глава государства - вечна!

- Есть ли в вашем райдере особые требования к условиям быта и проживания?

- Есть. Полное отсутствие алкоголя. Ближайшие пятьдесят лет я буду петь людям со сцены исключительно живым голосом, поэтому всех своих музыкантов и, конечно, зрителей в концертном зале приглашаю вместе с собой в светлое будущее, где нет места табаку и алкоголю, но всегда будет движение и развитие. 

Готов объяснить после концерта на автограф- и фотосессии, как прожить ближайшие 50 лет с ощущением счастья и радоваться каждому дню. Каждому без исключения!

Справка «НН».

Вокально-инструментальный ансамбль «Синяя птица» образовался в Гомеле в 1972 году. Сначала он носил названия «Мы, вы и гитары», «Голоса Полесья», становился лауреатом белорусских республиканских и всесоюзных конкурсов.

В 1974 году с целью завоевания союзной эстрады участники «Голосов Полесья» перешли в Горьковскую филармонию в коллектив «Современник». 

В то же время в Москве на фирме «Мелодия» была записана пластинка-миньон, куда вошла песня Юрия Акулова на слова Леонтия Шишко «Клён», быстро ставшая суперхитом на многие десятилетия.

В 1975 году коллектив переходит на работу в Куйбышевскую филармонию и там получает название «Синяя птица». 

22 февраля 1976 года в Тольятти состоялся первый афишный концерт коллектива, и этот день обычно считают днем рождения группы.

Далее начались годы славы – с международными гастролями и победами на престижных конкурсах.

В 1989 году главный солист «Синей птицы» Сергей Дроздов уходит из коллектива. Вскоре «Синяя птица» прекращает выступления.

В конце 90-х предпринимаются попытки по возрождению коллектива, и с 2000 года при участии Сергея Дроздова «Синяя птица» возобновляет гастрольную деятельность.

Мария ФЕДОТОВА.

Фото предоставлено Александром Дроздовым. Автор благодарит Александра Бениша за возможность эксклюзивного интервью.

Следите за нашими новостями в удобном формате