Владимир Ванин как физик по базовому образованию хотел заниматься фундаментальной наукой, но финансировать ее перестали. Ушел торговать ценными бумагами, в 1998-м
году, когда грянул кризис, а бумаги рухнули, наладил производство декоративного камня, построил с нуля завод «Неолит». Позднее стал запускать и другие проекты. Сейчас он инвестирует в строительство и помогает другим предприятиям увеличивать прибыль без дополнительных затрат. Консультации проводит по всей стране - от Калининграда до Владивостока. Именно наставник, считает он, подталкивает компании к тому, чтобы выходили на новый уровень.
Готовы делиться наработками
На Форуме акселерации малого бизнеса, куда съехались представители бизнеса и власти со всей страны, Владимир Ванин отметил, что компаниям часто не хватает знаний и навыков в определении наиболее эффективных инструментов маркетинга и управлении финансовыми потоками.
- Соответственно квалификацию предпринимателей нужно поднимать, - считает он.
Для этого существует работающая в разных странах мира система акселерации (ускоренного развития) малых и средних предприятий - Scale Up. Действует она и в России в 10 регионах, включая Нижегородскую область. Здесь располагаются центры или представители, которые устраивают тренинги, мастер-классы и панельные дискуссии с участием ведущих экспертов в области обучения предпринимательству. Одним из таких экспертов, а также представителем Агентства стратегических инициатив в регионе и является Владимир Ванин.
По его мнению, программу обучения стоило бы внедрить на государственном уровне, поскольку она дает волшебного пинка и позволяет предприятию быстро достигать хороших результатов.
- Положительный эффект достигается за счет того, что все тренеры - действующие предприниматели, которые понимают, что нужно для других растущих бизнесов, - говорит Владимир Ванин. - Они уже чего-то достигли и готовы делиться практическими наработками. Вторая составляющая наставничества - это когда вы берете компанию, как котенка за шкирку, и ведете за собой, потому что взгляд со стороны всегда позволяет найти инструмент, который раньше не был задействован.
Как отметил директор Центра предпринимательства, который с 2002 года ведет работу по развитию предпринимательства и предпринимательской культуры в России, Виктор Седов, пока мало кто занимается существующим бизнесом. А между тем программа Scale Up появилась в Бостонском университете по просьбе властей города, которые озаботились развитием экономики.
Подобная программа, считает Виктор Седов, нужна и в России на государственном уровне, поскольку в указе президента о национальных целях и стратегических задачах до 2024 года прямо говорится о создании системы акселерации (ускоренного развития) субъектов малого и среднего предпринимательства.
Боятся бюрократии и налогов
По опросу ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения), только чуть более четверти россиян хотели бы открыть свой бизнес. Главными препятствиями к началу своего дела 26 процентов опрошенных считают бюрократию, а 20 процентов - большие налоги.
- Количество бумаг, отчетов, которые компании должны посылать в различные инстанции, невероятно. Даже в нашей небольшой компании приходится держать двух бухгалтеров, так как один человек не справляется, - рассказал Виктор Седов.
Успешный предприниматель Владимир Ванин тоже сталкивается с административными барьерами.
- Например, вы получаете разрешение на строительство, но не успели, условно, оформить ордер на забор. В результате вас начинают осыпать штрафами по 50 тысяч рублей, хотя, на мой взгляд, это абсолютно неправильно, - делится предприниматель. - Или последнее решение, когда всех обязывают менять ограждение с существующего на определенного типа. Чтобы поменять этот забор, я должен 280 тысяч рублей заплатить. Хотя у меня он красивый, надежный и ухоженный.
Он отметил, что эти задачи старается решить не только для себя.
- Как представитель Агентства стратегических инициатив я периодически собираю предпринимательское сообщество, и мы вырабатываем рекомендации для министерств. Приглашаем на наши встречи глав ведомств и объясняем, что они делают не так, тем самым улучшаем предпринимательскую среду, - рассказал Владимир Ванин.
По мнению директора Центра предпринимательства, то, что россияне не хотят открывать свой бизнес, связано с отсутствием у них предпринимательского мышления, которое нужно формировать.
- Для этого нужно приглашать предпринимателей в школы, студентов возить на действующие предприятия и фирмы. И если этим серьезно заниматься, то число студентов, способных стать предпринимателями, будет выше, - считает Виктор Седов.
Помогать действующим
Причем, как считает Виктор Седов, чтобы добиться быстрого экономического роста, развивать необходимо уже действующие растущие компании.
- Почему мы занимаемся проектом, направленным на существующий бизнес, потому что мировая практика показывает, что экономический эффект от усилий, потраченных на существующий бизнес, гораздо выше для страны, региона, города, чем если все будут заниматься стартапами. Стартапы нужны, для этого есть госструктуры, но экономический эффект от них не скоро будет, а от некоторых не появится никогда. От действующего бизнеса, если ему помогать, эффект наступает гораздо быстрее, - объясняет Виктор Седов.
По его словам, интенсивно развивающийся бизнес увеличивает обороты, свою прибыль, создает новые рабочие места. В результате он становится привлекателен для инвесторов. И такой подход наиболее эффективен при нехватке российским компаниям финансов и людей.
Как отметил эксперт, развивать они помогают только «белые» компании.
- Когда ты работаешь в серой зоне, не построишь глобальную компанию, - говорит Виктор Седов. - Ты можешь быть предприимчивым, это часто связано с торговлей. Купил за три рубля, продал за пять. Но это не предпринимательство, не новации, это не построение чего-то нового. Многих пугает бюрократия, много проверок. Работать открыто прозрачно - не так просто.
Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.