Раньше жители Большого Козино, поселка в Сормове, перебирались на остров Ревячий (или Ревякинский, или на Заячью губу), чтобы пособирать ежевику, которой там было немерено. Теперь на острове вместо ягоды будет расти современное гидросооружение, спасающее Волгу от обмеления. Заканчивается проектирование дамбы и низконапорного гидроузла, скоро начнется строительство.
Взамен подъема в Чебоксарах
О том, что Волга стремительно мелеет, известно не только нижегородцам. Затруднены перевозки грузов и прохождение туристических судов. Решение поднять уровень Чебоксарского моря до 68-й отметки не случайно не нравится жителям и властям региона. На пути большой воды не только уникальный памятник, Макарьевский монастырь, но и борские просторы, васильсурские угодья, множество прибрежных объектов, жилая застройка. Ученые утверждают: замедлится течение, уменьшится газообмен воды, в разы упадет разнообразие биоресурсов великой реки.
Как, не поднимая уровень воды ниже по течению, вернуть реке былое величие, сделав ее вновь судоходной артерией, предложили гидростроители. Нужен гидронапорный узел на мелеющих участках, в сорокакилометровой зоне от Городца до Нижнего Новгорода. Подтопление, если и случится, будет минимальным.
Теорию сверить с практикой
Экспертные обсуждения строительства плотины сейчас уже проходят непосредственно на месте. Состоялось двухдневное обсуждение специалистами деталей работы над проектом.
Строительство нижегородского низконапорного гидроузла планируют начать уже в 2019 году, поэтому эксперты ногами меряют речные откосы, там, где два волжских берега ближе всего подошли друг к другу.
Стоим на высоком правом берегу Волги, в самом узком месте предполагаемой стройки.
- ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» является застройщиком по объекту низконапорного гидроузла, - поясняет Константин Бобров, заместитель руководителя федерального учреждения. - Проектируемый гидроузел как раз и должен обеспечить глубины на этом участке и судоходство по всей Волге. Заказчик заканчивает проектные работы, вся документация подготовлена. Сейчас завершается оценка воздействия строительства на окружающую среду. И далее проект будет представлен на общественное обсуждение вместе со всей экспертизой.
Работа еще на том этапе, когда можно внести корректировки, учесть определенные ошибки, если таковые были. Поэтому на обсуждение пригласили представителей строительных организаций, чтобы теорию сверить с практикой, посмотреть на будущий объект с точки зрения строителей и при необходимости внести изменения.
Сейчас мы видим площадку, где должна пройти низконапорная дамба с подъездной автодорогой. Дорога должна обеспечить круглогодичный подъезд к строящемуся гидроузлу. Сам гидроузел в двух-двух с половиной километрах выше, у меня за спиной, на острове. Здесь же будет начинаться так называемая безнапорная коммуникационная дамба. Сама она не будет мостом и дорогой через реку. Мост - это совсем другой этап строительства, и о нем пока речи нет.
«Тихая» трасса
Прямо на берегу реки эксперты обсудили, как не превратить подъездные пути в круглосуточный конвейер груженых тяжелых самосвалов, не дающих покоя жителям города.
- Вопрос этот считается наиважнейшим при строительстве первой очереди объекта. Бетона для заливки потребуется более полутора миллионов кубометров, что соразмерно бетонированию десяти футбольных стадионов. А ведь по дорогам будут проезжать и другие грузы. Куда, например, станут отсыпать отвалы грунта, откопанные на берегах? Все это тщательно изучено и продумано.
На коротком плече
Чтобы не возить товарный бетон по городским трассам, производить его решено на месте, благо завод профильного производства уже существует и готов наращивать мощности. Временная дорога из железобетонных плит свяжет завод со стройкой, начнется прокладка подъездной дороги на время эксплуатации узла.
- Мы изучили подъездные пути со стороны Волги и предложили несколько иные технологии производства работ, которые в будущем помогут облегчить жизнь местному населению в первую очередь, чтобы не было этого трафика. Во-вторых, строителям будет проще и полезнее работать в замкнутом участке, не состыковываясь с социальной средой местных поселков, - говорит эксперт строительной отрасли Артем Докукин. - По провозу грузов должно быть не менее трех вариантов. Можно использовать земснаряды, плавкраны для того, чтобы часть необходимых грузов привезти по реке.
Цементное производство разместится непосредственно на площадке строительства на территории острова, отделенного Никольским рукавом реки. Здесь же расположен порт Ревяк, и проектировщик посчитал это важной составляющей.
- Стараемся спроектировать объект так, чтобы городу и удобству жителей Сормовского района не был причинен ущерб, - объясняет Евгений Тутаев, представитель службы заказчика по проектированию и строительству нижегородского низконапорного гидроузла ФБУ «Администрация Волжского бассейна». - Сроки сжатые, если использовать уличную дорожную сеть, это может привести к транспортному коллапсу. С представителями ведущих строительных компаний, имеющих опыт возведения больших гидросооружений, мы сформируем логистическую цепочку по поставке инертных материалов на объект и по вывозу в отвал грунтов, образующихся в процессе строительства.
В рамках круглого стола, который прошел в водной академии, эксперты высказали мнения и пожелания по всем деталям работ, обсудили предстоящие действия и риски. Начинается стройка в следующем году, заканчивается в 2020-м. После общественной экспертизы будет дан официальный старт к началу практических действий в русле реки.
Вера Чеботарева. Фото Александра Воложанина.
От первого лица
- Учитывая, что Нижегородская область категорически против повышения уровня Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки, низконапорный гидроузел - это единственный вариант возобновления судоходства на Волге на отрезке Городец - Нижний Новгород. Мы заинтересованы в том, чтобы судоходство было возобновлено в полном объеме, это касается и грузовых перевозок, и туристических направлений. При этом важно предусмотреть меры для того, чтобы минимизировать возможный ущерб территориям, примыкающим к месту размещения гидроузла, - заявил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Комментарий
Максим Подовинников, заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области:
- Низконапорный гидроузел послужит возобновлению судоходства на Волге на отметке Балахна - Городец. Это дает рост грузопотоков, пассажиропотоков и возобновит туристические направления водными видами транспорта Нижний Новгород - Городец.
Цифра
Строительство низконапорного гидроузла оценивается в 40 миллиардов рублей.