Ирония политическая и эротическая

Ирония политическая и эротическая

В Кстове прошел II Всероссийский фестиваль "Русский смех" .На гала-концерте в новеньком Дворце культуры нефтехимиков выступали авторы из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области. Почему в Кстове? Потому что фестиваль поэтов-иронистов придумал местный журналист и поэт Олег Захаров.
Все началось с танцев девчушек в юбках, расписанных под хохлому, и плюшевого зайчика. Заяц с морковкой - наточенным пером является символом фестиваля. Взялся он из "Песни про зайцев", которым "все равно". "А нам не все равно, что происходит в России, в культуре, в душе человека!" - заявил ведущий гала-концерта, московский поэт и публицист Александр Бобров. И заметил еще, что "дружеской улыбкой, лукавинкой пронизана вся русская литература".
Гость фестиваля - москвич Евгений Нефедов - сразу воспел место действия в стихах:
Нет, ни Одессе, ни Ростову
Не превзойти такой успех.
Столица смеха - город Кстово,
Поскольку это русский смех!
Далее следовали вариации на тему со всевозможными рифмами к названию города - "простора", "простого" и даже "трехперстово". Затем на сцене возник экран, а на экране - фильм о прошлогоднем празднике. Но сразу после фразы "Первый фестиваль иронической поэзии собрал более тридцати выдающихся поэтов…" экран погас, а за ним что-то звонко рухнуло. То ли вмешался случай, бог изобретатель, то ли так было задумано самоироничными авторами праздника.
Александр Бобров вызывал на сцену по четыре пять поэтов, они выстраивались в очередь к микрофону, каждый должен был прочесть или пропеть по одному стишку, но почти всякий норовил нарушить регламент и правдами-неправдами, шутками-прибаутками отвоевать себе право осчастливить слушателей хотя бы парой сочинений.
Ироническая поэзия подразделялась на ироническо-политическую и ироническо-эротическую. Самые честные сочинители признавались, что наиболее безопасный объект насмешек - сам автор, и иронизировали по поводу собственной персоны. Другие предпочитали подтрунить над коллегами и над литературными мэтрами. Особо были востребованы в этом качестве Евгений Евтушенко (одно упоминание) и Сергей Михалков (два упоминания).
Мастера политической сатиры высмеивали преимущественно конъюнктурщиков ("рубль займет у патриота - с демократами пропьет") и олигархов ("тянут лямку бурлаки, а за плечами - яхта Абрамовича"). Была сатира и местного разлива - один кстовский автор читал частушки о проблемах родного города, завершившиеся патриотическим "Лучше в Кстове жить на свалке, чем в Европе, елки-палки!" Присутствовавшие в зале отцы города оказались вполне самоироничными и на "диссидента" не обиделись, а вручили ему, как и прочим участникам, почетную грамоту.
Зал же находил смешное далеко не во всех сочинениях. По-настоящему развеселили публику остроумные миниатюры "Мурашки" москвича Владимира Дагурова, едкие стихи петербуржца Александра Ковалева и песня балахнинца Митрофанова про чесотку спины как признак пробуждения совести у лирического героя и целой страны. Председатель нижегородского отделения СП Владимир Жильцов признался, что иронист из него плохой, и прочел хорошие, но горькие стихи.
По замыслу организаторов фестиваль поэтов-иронистов должен дать альтернативу телевизионным юморинам. Но ирония - самая тонкая материя речи. Не сорваться в пошлость, иронизировать легко и точно доставало вкуса далеко не у всех авторов...
Ольга ГОРНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате