За чертой

За чертой

Продолжаем публикацию заметок преподавателя вечерней школы при исправительном учреждении
Когда мы говорим о проблемах человека, в конечном итоге обращаемся к семье, к воспитанию, к школе, к детству.
Мы все "родом из детства". Все, что с нами происходит позже, отголоски детства.
Всем уже надоели разговоры о том, что детству (школе и семье) необходимо уделять достойное внимание. Мне эти разговоры,
увещевания, аргументация и т.д. не просто надоели, а вызывают раздражение. Потому что я работаю в вечерней школе при исправительном учреждении и вижу вопиющие последствия этого невнимания, более того - безразличия.
Молодые люди с 18 лет и старше - наши ученики. Воры, грабители, насильники, убийцы. Может показаться странным, но я привязана к ним и очень переживаю за их судьбы. Внешне они независимы, самоуверенны, дерзки, жалобы не услышишь. В зоне иначе нельзя. Почувствуют слабое место - задавят. Под внешней уверенностью и спокойствием - скрытая агрессия, тревожность, незащищенность и обостренное чувство справедливости. Жизнь научила их не доверять никому. Но душа человека  стремится к хорошему. Мы разговариваем. Когда он садится напротив, он хочет выговориться, рассказать о наболевшем, посоветоваться. Душа его, поверьте, изранена. Послушайте! Такое можно узнать только в зоне.
- У тебя родители есть?
- Да.
- Значит, и отец есть.
- Да это не отец, а пес! Гонял нас с матерью...
- Меня отчим за ногу привязывал веревкой, чтобы до туалета только можно было дойти. Я как собака жил.
- А мать?
- А что она сделает? Да она хорошая, он сволочь.
- Меня отчим один раз ударил, пьяный был, повоспитывать захотел. Вечером мы его с пацанами встретили. Мало не показалось.
В 3-м классе меня не приняли в пионеры. Я их послал, а дома так плакал. Сам себе галстук повязал и опять плакал.
- Я не жалею, что зарезал его (сожителя матери), он над матерью издевался.
- Почему же она с ним жила?
- Выгнать не могла. Жалела. Она хорошая.
- Но получается, что она подставила тебя, заставив поднять руку на человека.
- На какого человека?! На этого?! Я бы его еще раз убил.
- В интернате плохо. Знаете, что там делают, даже говорить вам неудобно.
- Как же случилось, что ты читать не умеешь? Совсем не учился?
- Я из детдома убежал. Там сильно били. Жил у друзей.
Один там в подвале девчонок продавал. Мы ходили, смотрели. Он мне бесплатно предлагал. Я не стал: им 12 - 13 лет... и т.д.
Такое забыть невозможно.
Зайцева Дениса уже нет в живых. Суицид. Слухи: карточный долг. Его обнаружили в петле. Спасти не успели. 20 лет.
Я мало общалась с ним. Денис не хотел ходить в школу, грубил, говорил, что все знает для жизни. Обычная самонадеянность. Но мне терпения не занимать. Однажды он поделился: давно не было известий из дома. Мать и раньше редко писала, не приезжала, сейчас вообще молчание. Я обещала узнать, но не успела. За телом из дома не приехали...
Его лицо, угреватое, с подергивающимся веком, не теряет своих очертаний со временем. И я виновата в его смерти, в загубленной жизни,
которой Денис совсем не дорожил.
О подобном мы часто узнаем из средств массовой информации. Но иметь
к этому личное отношение - совсем другое. Это очень страшно, больно и безысходно. Достоевский говорил о том, что хорошее воспоминание из детства может отвести человека от совершения дурного поступка.
Как отвести от совершения преступления мальчика, поделившегося своей болью: "У нас в семье семеро, мать инвалидка. Жрать нечего. Мы ларек
разбили, я сухой картошки и шоколада объелся. Первый и последний раз. У меня детства не было! Я с этим жить не могу! Всех убить готов!"
- У тебя все пройдет, когда ты своему ребенку дашь то, что не получил сам.
Мы работаем с ними. "Подготовка осужденных к жизни на свободе" - так называется спецкурс по социально-психологической реабилитации учащихся-осужденных. Особое внимание уделяем подготовке к супружеству и отцовству.
Очень тяжело исправлять в тюрьме то, что надломили в семье и в школе, в ДЕТСТВЕ.
Мы часто слышим обывательское: "Не хватало еще о них заботиться", "Я бы им помог... через газовую камеру в крематорий".
Но дело в том, что МЫ - не ОНИ. Мы - учителя. Мы работаем, хоть бывает и трудно, и больно. Помогите нам.
Татьяна Смирнова.

Следите за нашими новостями в удобном формате