Выходили маски замуж

Выходили маски замуж

Театралы без сюрпризов не могут, и в этот раз премьеру спектакля по пьесе башкирского драматурга Флорида Булякова "Выходили бабки замуж" подгадали под пять юбилеев - случай экстраординарный! В юбилярах нынче заслуженные артистки России Ольга Царева, Ольга Удалова, Татьяна Протопопова, актеры Елена Дубровская и Валерий Еруков. Казалось бы, праздник должен был случиться феерический, но нет: для бенефиса, помноженного на пять, все прошло на редкость скромно. 10 октября просто отыграли спектакль, 11 октября после спектакля бенефициантов поздравили молодые актеры труппы, подарив им в зажигательном танго по розе, и выступил с речью главный режиссер Семен Лерман. Вероятно, основные торжества остались делом внутритеатральным.
Сам спектакль оставил впечатление двоякое. С одной стороны, текст пьесы очень прост, даже упрощен. Жанр - промежуточный между притчей, сказкой и деревенской разухабистой комедией (посмеяться от души там есть где). На сцене - крайний минимализм: белая беседка, она же комната дома престарелых; скамеечки, они же кровати; белые шторочки, они же подвенечные фаты для четырех 80-летних невест…
С другой стороны, простота текста дает простор для импровизаций, подобно жесткому средневековому канону комедии дель арте. Здесь, как и там, в рамках достаточно сухих и ограниченных характеристик (МарьВанна - бой-баба с коммунистической закалкой, Оленька - романтичная деревенская поэтесса, Галя - "синий чулок", выдумщица с бунтарской жилкой, Авдотья - глухонемая лежачая, но "себе на уме") каждая актриса вольна играть свою историю, заглядывая сколь угодно глубоко в психологическую глубину. И, надо отдать им должное, играют!
Как всегда, блистательна и неподражаема Ольга Царева. С ее драматическим темпераментом мелкая "самодура" МарьВанна порой поднимается до трагических вершин героинь Еврипида и Расина. Верна себе Ольга Удалова: ее Оленька - скромная, забитая деревенская баба, мешками пишущая стихи своему давно умершему мужу, - образец настоящей, не показной любви и верности. От ее игры чаще всего щемило сердце.
Галя (Татьяна Протопопова), протестующая против режима (любого), и Авдотья (Елена Дубровская), в своем жалком лежачем положении подчеркивающая любой эпизод забавным "Йесс!", в противовес предыдущим героини больше комические. Так и колеблются на сцене весы "трагическое-комическое", бросая зрителей "из жара в холод", от гомерического смеха к слезам сопереживания. И главный "аргумент" в этой борьбе - Иван (Валерий Еруков), персонаж более чем загадочный. Возникший нежданно-негаданно как воплощение самой невозможной мечты, он и золушкин принц с туфельками, подходящими только одной, и ангел смерти, уводящий всех четырех туда, где все мечты сбываются.
Вот и задумаешься после спектакля: а комедия ли это, господа?
Светлана БОГДАНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате