Вежливая Европа давно уже усвоила это золотое правило взаимоотношения между водителями и пешеходами: стоит только кому-то из последних хоть одной ногой ступить на "зебру", автомобилисты резко тормозят в ту же секунду. У нас же люди подолгу стоят, а машины и не думают их пропускать.
Пора изменить ситуацию и на наших дорогах, считают руководители ГИБДД федерального уровня. По крайней мере, когда депутат-единоросс Александр Коваль внес в Госдуму поправки об увеличении ряда штрафов, заместитель начальника инспекции по безопасности дорожного движения Владимир Кузин его поддержал. Слуга народа, в частности, предлагал внести такую поправку в перечень штрафов за нарушения правил дорожного движения: водитель, не уступивший дорогу пешеходам или велосипедистам, теперь должен будет заплатить не сто, а тысячу рублей. Владимир Кузин, к примеру, считает, что это единственный способ убедить автомобилистов останавливаться перед "зеброй" или аналогичным знаком.
Правда, лидеры "Движения автомобилистов России" убеждены, что повышение штрафов в очередной раз приведет лишь к росту поборов.
Что касается отношения к новации местных стражей дорог, их точку зрения популярно объяснил начальник пресс-службы УГИБДД при ГУВД по Нижегородской области подполковник милиции Игорь Михайлушкин:
- Проблема безопасности пешеходов сегодня стоит как никогда остро. Только за 9 месяцев этого года у нас было зафиксировано более 100 случаев ДТП, где автомобиль сбивал пешехода непосредственно в зоне пешеходного перехода. В результате 11 погибших и более 130 раненых. В связи с этим с 20 по 27 октября мы проводим операцию "Зебра", которая как раз направлена на обеспечение безопасности пешеходов…
Конечно, штраф размером 100 рублей в современных экономических реалиях не может служить эффективной мерой воспитания дисциплины у водителей. А всякое ужесточение наказания, как правило, в подобных случаях призывает их быть более осторожными, считают сотрудники дорожной инспекции. Но не получится ли так, что, не желая платить штрафы, вежливые водители будут создавать на нерегулируемых пешеходных переходах дополнительные пробки?
- Безусловно, и сами пешеходы должны неукоснительно соблюдать дисциплину на дорогах, - говорит Игорь Петрович. - Известный факт: пешеходы, имеющие водительские удостоверения, ведут себя на дороге гораздо осторожнее, чем те, кто не знаком, к примеру, с тормозной системой автомобиля и по старой привычке считает: машина не трамвай - объедет… Кроме того, муниципальные власти должны заботиться о создании разноуровневых переходов и так называемых противопешеходных ограждений. Чтобы владельцы "железных коней" и их безлошадные сограждане встречались на дорогах как можно реже.
Татьяна ЧИНЯКОВА.