На днях нижегородская организация Союза художников России (НОСХ) отметила свое семидесятипятилетие. Даже если нижегородец не посетил в своей жизни ни одной выставки нижегородских художников, он все равно неплохо знаком с их творчеством. Потому что монументы и памятники, рельефы и мозаики, насыщающие городскую среду, созданы (за редкими исключениями) нашими земляками. Мозаики Московского вокзала, керамические рельефы станции метро "Заречная" и керамические панно банка "Гарантия", пластика из металла фасадов театра "Комедiя" и театра кукол, ансамбли их интерьеров, керамические иконы Архангельского собора, надвратная икона на Дмитриевской башне кремля…
Если же в обычае уважаемого читателя посещать две большие ежегодные "отчетные" выставки новых произведений членов НОСХ, "Осенний вернисаж" и "Рождественские каникулы" (плюс персональные вернисажи), он наверняка давно составил представление о стилистической и жанровой всеохватности нижегородских художников… с устойчивой опорой на реализм.
История Союза художников началась с постановления ЦК ВКП(б) 1932 года "О перестройке литературно-художественных организаций". Постановление подводило итог ликвидации группировок и открывало новый этап развития искусства в единой творческой организации с едиными идеологическими установками, обозначенными в жесткой схеме "социалистического реализма".
Нижегородская организация Союза художников была создана 3 мая 1933 года и стала одной из первых в стране, а первая выставка Союза состоялась уже в 1934 году в клубе имени Дзержинского. Ее материал отсмотрели и одобрили художники Герасимов и Фаворский. В 1935 году состоялась первая областная художественная выставка, на которой были показаны 254 работы (в основном связанные с командировками художников на великие стройки, в цеха строящихся заводов, в колхозы области) - так рождалась практика государственного заказа.
В годы Великой Отечественной войны художники занимались агитационной деятельностью как в тылу, так и на фронте - рисовали плакаты, стенды, оформляли газеты и листовки. Впрочем, основной состав художников ушел на войну...
В 1960 - 1970 годы в горьковском Союзе художников началось значительное оживление, связанное с приездом в город выпускников высших учебных заведений из Ленинграда, Москвы, Таллина, Харькова. Период "оттепели" расширил сферу возможностей художников, изменил стилистику реалистического видения, определил смелость поиска новых средств художественного высказывания.
Сегодня НОСХР является одной из крупнейших творческих организаций Поволжья.
Мария ФЕДОТОВА.