Сегодня мы вам расскажем некую риелторскую сагу, и рисовать ее в вашем воображении нам придется темными красками. Почему? Потому что все в ней имеет мрачный оттенок. Здесь "черные" агенты по недвижимости действуют рука об руку с нотариусами такой же черной масти. А работают они по "серой” мошеннической схеме.
Превышение полномочий?
Разобравшись до конца в этой сплошной темени, оперативники и следователи Советского УВД Нижнего Новгорода создали прецедент - впервые в нашем регионе на скамью подсудимых сядет нотариус, обвиняемый в использовании своих служебных полномочий, мягко говоря, для своей выгоды и во вред другим. Поскольку эта статья УК еще не засветилась в СМИ, позволим себе ее процитировать.*
*Статья 202, ч.1 УК РФ «Использование частным нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, либо нанесение вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций, либо охраняемым законом интересам общества или государства».
Возможно, вы предполагали, что "черные" риелторы и иже с ними давно канули в Лету вместе с мутными девяностыми? Ан нет, они приспособились к нынешним условиям нашего почти уже правового государства. Конечно, незаконные схемы уже не так кровавы, как раньше. Но граждане, лишившиеся по вине преступников своей собственности, так не считают. Ведь цены на квадратные метры сейчас достигли поистине космических высот, и простому смертному на квартиру физически не заработать.
Жадный дедуля
…Максим Максимович остался в свои 80 один-одинешенек. Когда-то семейство Мухиных было весьма респектабельным. В советские времена жена Максима Максимовича работала в банке на высоком посту, да и сын Миша тоже добился завидных высот, правда, спортивных. Был он мастером спорта международного класса по конькобежному спорту, выступал за сборную страны. Когда жена умерла, то на Максима Максимовича легла забота о сыне. Михаил потихоньку стал спиваться, пока, наконец, не сгинул. Четыре года назад ушел из дома и не вернулся, его долго искали, но тщетно. Так и числился он без вести пропавшим.
Со временем потянуло старика на природу, или, скорее, поддался он моде на коттеджную жизнь. Самому затевать стройку не было сил да и средств. Все его богатство двухкомнатная квартирка. "Продай, да и купи домик хороший", - советовали знакомые.
Наконец Максимыч решился и отправился в солидное агентство недвижимости. Однако там ему отказали, мол, имеется у вас, дедушка, непреодолимое препятствие. Дескать, сыночек-то ваш не умер, а без вести пропал. А без согласия сына продать его законную долю в квартире нельзя.
Но образ деревенской усадебки уже вскружил голову пенсионеру, и он начал искать обходные пути. И вот приятельница по имени Лариса свела Максимыча со своей подругой Галей, риелтором. Та "вошла в положение" мечтательного пенсионера и согласилась взяться за сделку.
Кстати, Максим Максимович открылся подругам, что на квартиру может претендовать и его внучка, по закону ей полагается четверть доли. Жадный дедушка попросил обстряпать все побыстрее, пока об этом не прознали жена и дочка пропавшего Михаила.
Маски-шоу
Для оформления сделки нужна была доверенность, подписанная Михаилом, о том, что он доверяет отцу продать свою долю квартиры. По закону доверенность подписывается доверителем в присутствии нотариуса, который удостоверяет личность и подпись.
Нотариус у Галины был свой, некая подруга Тамара Константинова. Офис ее конторы располагается в центре Нижнего. Сюда в апреле прошлого года и подкатила вся компания на машине любовника Галины (кстати, уже судимого за квартирные махинации).
Сама Тамара была в отъезде, но ее замещала помощник нотариуса (наделенная всеми полномочиями нотариуса) Елена Ивановна. Как было заранее оговорено, Максим Максимович представился ей Михаилом. Когда он ставил автограф за сына, то нотариус демонстративно отвернулась.
Нужно сказать, что компания действовала уж слишком нагло. Другие мошенники в подобных случаях хотя бы приводили к нотариусам подставное лицо, как-то похожее на фотографию в паспорте доверителя. А тут даже паспорта Михаила не было!
Итак, доверенность была получена, и вскоре Галина нашла покупателей на квартиру старика. Однако после продажи Максимыч получил на руки гораздо меньшую сумму, чем обещали ему подружки.
Алчность погубила
Скорее всего, обманщицы надеялись, что старичок не пойдет жаловаться на них в правоохранительные органы, мол, у самого рыльце в пуху. Но Максим Максимович написал заявление в милицию, где четко указал, как его обворовали "черные" риелторы, обрисовав всю схему. Однако он и не предполагал, что еще раньше в милицию на нехорошего дедушку пожаловалась внучка. Таким образом, из потерпевшего пожилой человек превратился в обвиняемого.
Доказательств вины дедули у следствия оказалось предостаточно. Почерковедческая экспертиза доказала, что в доверенности расписывался не Михаил, а его отец. Визит к нотариусу подтвержден свидетелями, в том числе и секретарем конторы (кстати, родственница Константиновой). Да и сам Максимыч своей роли не отрицает.
Что касается нотариуса Елены Ивановны, то она утверждает, что ее обманули. Дескать, старенький Максимыч был настолько удачно загримирован под сорокалетнего Михаила, что она была уверена, что перед ней настоящий доверитель. Ну а Галина с Ларисой всю вину сваливают на Максимыча. Тамара Константинова "поет", что вообще не при делах, ведь она была в отъезде.
Однако всем этим сказкам, конечно, в милиции не верят. Скорее всего, говорят оперативники, это далеко не первая совместная махинация данной теплой компашки. Уже отрабатывается причастность сих "черных" риелторов к преступлениям в других районах города.
Квартирный расклад
Итак, квартира Мухиных была куплена ничего не подозревающими гражданами (на юридическом языке они называются "добросовестными покупателями") за 1 700 000 рублей. Максимыч получил миллион, на который купил-таки свой домик в деревне. Остальное досталось Галине с Ларисой. Пока точно не установлено, по одной из версий, Елене Ивановне подружки передали за услугу более 250 000 рублей.
Таким образом, внучка Максимыча потеряла из-за дедовых проделок 425 000 рублей (четверть полученной от продажи квартиры суммы).
В настоящее время Максим Максимович уже осужден за мошенничество в крупном размере, правда получил он свои три года условно. Дедушка строчит письма во все инстанции, дабы "черные" риелторы тоже понесли наказание. Однако в отношении их делишек расследование еще продолжается.
Что касается нотариуса Елены Ивановны, то вскоре дело уже будет передано в суд. Часть первая статьи 202-й, по которой ее обвиняют, предусматривает наказание до трех лет лишения свободы с запретом заниматься данной деятельностью.
Пока же Галина, Лариса и Елена Ивановна находятся под подпиской о невыезде и продолжают работать каждый в своей ипостаси.
(В интересах следствия имена и фамилии всех действующих лиц изменены.)
Ольга МАКАРОВА.