Александр Николаевич дважды побывал в служебных командировках от УВД Нижегородской области на территории Демократической республики Афганистан, один раз пробыл там 6 месяцев, второй – 14. Как сотрудника уголовного розыска его основной задачей в командировках была оперативная работа и борьба с преступностью.
Несмотря на то, что с тех самых командировок прошло уже почти 30 лет, Александр Казаков как сейчас помнит проведенные в Афганистане месяцы. Первый раз он отправился туда в 1980 году. Командировка стала для него неожиданностью, все произошло быстро и оперативно. Сдал дела, вместе с тремя товарищами на поезде уехал в Москву. Там два дня провел на сборах. Потом на «Ил-18» улетел в Ташкент, где его распределили в спецподразделение «Кобальт-1». Проведя две или три недели в бесконечных тренировках, оттачивании боевых навыков и навыков стрельбы, отправился в город Шинданд, а оттуда к месту постоянной дислокации в Афганистане – в Фарах.
Вспоминая свои первые впечатления от новой страны, Александр Николаевич рассказывает: «Лето было, жара несусветная, и ощущение, как будто в другой век попали. Рядом люди ходят в белых чалмах, тут на ослах ездят, там верблюды. Уникальные впечатления». А ещё там, где предстояло служить советскому милиционеру, оказалось, совсем нет зимы. В зимние месяцы температура держалась на уровне 10 – 15 градусов тепла, а летом доходила до +45.
«В первой командировке нашей основной задачей, поскольку мы были работниками УВД, было помочь местной милиции – царандою, - вспоминает Александр Казаков. – Мы набирали кадры, направляли их для обучения в Союз, а имеющимся сотрудникам рассказывали, как бороться с преступностью, с терроризмом». Конечно, и оперативная работа велась. Поскольку Александр Николаевич курировал линию уголовного розыска, то знал все диспозиции, все бандформирования, их главарей. Во второй раз задачи были уже более масштабные, работали вместе с десантниками и царандоем.
Особенно запомнился Александру Николаевичу вот какой случай: после удачно проведенной операции произошла небольшая накладка – осталось мало бензина, да и десантный батальон немного опоздал, а пора уже было выдвигаться к месту постоянной дислокации. И тут засада. Воевали часа четыре. И под этим непрестанным огнем умудрились ещё бензин таскать – технику заправлять. Подполковник Казаков вспоминает, что в какой-то момент уже было отчаялся, но тут на подмогу прилетели вертолетчики. В итоге удалось справиться, выйти из ситуации без особых потерь, хотя жертвы, конечно, были с обеих сторон.
Ещё ветеран вспоминает, как познакомился с главарем противников. «Это было во время второй командировки. Рядом с нами располагалась большая база душманов, больше 200 штыков. Один парень, который учился в Союзе и работал с нами, знал главаря этой банды, - рассказывает Александр Николаевич. – Я тогда молодой был, адреналин во мне взыграл. В общем, попросил этого парня устроить мне встречу с главарем». В условленный день Александр Казаков, согласовав свои действия с руководством, выдвинулся к оговоренному месту. Но на встречу с ним пришел не главарь, а его заместитель. Поговорили, договорились ещё об одной встрече. Но и она пошла не так, как планировалось – враги попросили привезти доктора. Оказалось, что главарь чем-то болен и их врачи не справляются. В общем, доктора привезли, чем смогли помочь, все сделали, а потом уже и к переговорам перешли. Через месяц после этого случая у Александра Николаевича закончился срок командировки, и он вернулся домой. Но связь с товарищами, оставшимися в Афганистане, поддерживал. «И вот представьте, каково было моё удивление, когда в одном из писем я прочитал: «Николаич, что ты там наделал? Вся банда пришла сдаваться, на Коране поклялась перейти на сторону местной власти. В провинцию советская власть пришла! Без крови, без потерь». Уж не знаю, мои переговоры так подействовали или ещё что-то, но вот так случилось. Даже по телевизору это тогда показывали», - с гордостью и улыбкой вспоминает ветеран.
Александр Казаков признается, что, несмотря на все сложности, опасность и тоску по дому, где его ждали жена и дочь, от командировок остались и светлые воспоминания – там он нашел верных друзей, с которыми общается до сих пор, тёплые впечатление о себе оставило мирное население Афганистана. «Кто-то догадался с собой буквари русские привезти, - рассказывает Александр Николаевич. – Мальчишки местные 8-10 лет к нам приходили и так быстро схватывали наш язык, прямо удивительно. А с ребятами постарше мы в волейбол и в футбол играли. В общем, дружба народов у нас была». Ещё подполковник Казаков вспоминает, что кто-то умудрился там сделать подобие русской бани, где-то нашли самовар, большой, как тульский. И когда выдавалось свободное спокойное время, это помогало отвлечься и заглушить тоску по дому.
Вернувшись из командировки, Александр Казаков продолжил службу в уголовном розыске, но ему часто снилось то, что произошло с ним в Афганистане. За выполнение специального задания по оказанию интернациональной помощи Демократической республике Афганистан он награжден медалью «За отвагу». Имеются у него и ведомственные награды за добросовестную службу в милиции: нагрудный знак «Отличник милиции», медали «За безупречную службу» III, II и I степеней, медаль «Ветеран труда».
Сейчас Александр Николаевич возглавляет региональную организацию «Ветераны боевых действий правоохранительных органов Российской Федерации», поддерживает связь с теми, кто прошел нелегкий путь войны. Кроме того, он с удовольствием проводит встречи с детьми и подростками, рассказывая о событиях не таких уж и далеких 80-х, о службе в милиции и о том, что такое патриотизм. Особенную гордость у ветерана вызывает то, что в его семье теперь есть полицейская династия, которую он начал – средний сын Казаков Антон Александрович служит в уголовном розыске отдела полиции Приокского района Нижнего Новгорода, а младший заканчивает 11 класс и уже подал документы в Нижегородскую академию МВД России. «Тоже хочет по моим стопам пойти», - с гордостью говорит Александр Казаков.
Источник - Пресс-служба ГУ МВД России по Нижегородской области