В волчьей осаде

В волчьей осаде

Село Шеманиха Краснобаковского района с наступлением темноты вымирает. Люди прячутся по домам, и даже собак стараются убрать со двора. Село подвергается настоящему нашествию волков.
Несмотря на то что лес подступает к Шеманихе вплотную и волков в нем видели довольно часто, это соседство раньше человеку не доставляло особого беспокойства. Но, начиная с конца нынешнего лета, серые хищники повадились в село. Сначала их видели только по ночам на огородах, затем они осмелели и стали нападать на сторожевых собак, сидящих на привязи. Когда количество псов, павших жертвами хищников, перевалило за десяток, жителей охватила паника, и они стали прятать собак на ночь в избы. Ни к чему хорошему и эта мера не привела: оголодавшие "серые" теперь нередко появляются в населенном пункте средь бела дня.
Местное охотничье сообщество пока не готово оказать нашествию волчьей стаи достойное сопротивление: не будешь же палить средь бела дня на улице, где велик риск угодить из ружья в человека? По словам главы сельской администрации Людмилы Шонии, все, что смогли сделать местные охотники, это расставить капканы. Но ни один хищник пока в них не угодил. Настоящую облаву обещают охотники организовать не раньше, чем выпадет первый снег. Сельчанам это тревожное ожидание не предвещает ничего хорошего, они хотя и стараются защищаться подручными средствами, не могут противостоять голодному инстинкту дикого зверя, все ближе подбирающегося к жилым постройкам.
В областном обществе охотников и рыболовов считают, что опасения жителей Шеманихи несколько преувеличены. По словам заместителя председателя Александра Зеленова, соседство человека с волком продолжается на протяжении всей истории, все это время серый хищник опасности для него не представлял. Здоровый и незатравленный зверь никогда первым не нападет. То, что объектом охоты для волка стали шеманихинские собаки, это естественно: четвероногие друзья человека куда более легкая для него добыча, чем лесная дичь.
В Шеманихе случай особый. Принадлежащее раньше областному обществу охотхозяйство было передано одному из нижегородских ведомств и стало недоступно для местных охотников. Никто, видимо, здесь не придавал значения тому факту, что численность волков в охотхозяйстве выросла. Есть ли здесь свои специалисты, способные грамотно вести дело, тоже никто не знает.
С одной стороны, никто сегодня не может дать гарантий, что ситуация не повторится в других районах области. Из контролируемых раньше областным обществом охотников и рыболовов охотхозяйств половина передана в частные руки или, как в случае с Шеманихой, организациям. Таких около 50. Насколько в них способны выполнять свои обязательства по регулированию численности опасных животных и есть ли здесь специалисты, способные регулировать этот процесс, приходится серьезно сомневаться.
С другой стороны, и государство сегодня самоустранилось от решения подобных проблем. Выплачиваемые раньше премиальные за отстрел серых хищников сегодня не прописаны ни одной статьей. Уговорить того же охотника участвовать в облаве можно разве что играя на его самолюбии или, как делают в иных охотобществах, используя так называемый административный ресурс. Так что к встрече с волком на сельской улице теперь надо быть готовым.
Марина АНДРОНОВА, Александр НИКОЛАЕВ.

Кстати
Специалисты-охотоведы о "демографическом" взрыве среди серых хищников говорят с немалой долей сомнения. По их данным, в Нижегородской области как было от 300 до 400 волков, так приблизительно и остается.

Следите за нашими новостями в удобном формате