Режиссер Валерий Белякович, чьи постановки были ярчайшими событиями театрального Нижнего в начале 2000-х, вновь приехал в наш город. Поставил впечатляющий спектакль "Куклы" в "Комедiи" (о чем "НН" писали 30 октября). Привез четыре спектакля своего московского Театра на Юго-Западе. И нашел время для общения.
- Валерий Романович, меняется ли со временем стиль вашего театра?
- У нас свой "юго-западный" стиль, который вырабатывался годами. Даже если бы мы захотели его поменять, это было бы трудно. В Нижнем есть замечательный художник Александр Юрков, я был потрясен его картинами из листьев, а ведь он использует "подножный корм" - и такие потрясающие получаются инсталляции. Вот у него тоже свой стиль, он не лезет куда-то "к Ван-Гогу"…
- Вы хорошо знаете нижегородскую публику. Нижний - театральный город или нет?
- Я поставил здесь 9 спектаклей, могу делать какие-то выводы. Мне кажется, "развлекаловка" у вас востребована больше, чем "серьез". Иначе из репертуара не исчезли бы спектакли "На дне" и "Самоубийца". Спектакля, за который мы получили премию Нижнего Новгорода ("На дне". - О.Г.) , нет в репертуаре! Люди хотят отдохнуть и посмеяться, это понятно. Но у нас в театре такая политика: мы ставим "развлекалово", но тут же, например, "Царя Эдипа" Софокла.
Нижний - третий город России по значимости, по промышленности, но не по театральной "инфраструктуре". В Москве две сотни театров, а здесь они почти все умещаются на нескольких улицах. Я был недавно в вашем оперном, там билеты по 100 рублей - это почти даром, нигде таких цен не видел! И при этом в зале было мало народу. Даже на балете, что уж говорить об опере... Ваше театральное училище кует отличные кадры - в этом смысле город театральный. Но я не понимаю, почему училище с 90-летней историей до сих пор не вуз. Это нонсенс, ведь сегодня любая дрянь себя академией считает.
- Но если бы училище получило статус вуза, многие замечательные преподаватели лишились бы работы…
- Я вот работаю в РАТИ, так там кто только не преподает! Не боги горшки обжигают. И везде есть педагоги от Бога.
- Как вы относитесь к тому, что ваши артисты активно снимаются в телесериалах? И как складываются ваши собственные отношения с кино?
- Были попытки каких-то режиссеров меня позвать сниматься, но, так как я сам режиссер до мозга костей, меня коробит все, что они говорят. Мне нужно играть какого-нибудь Дракулу, инопланетянина, а нормального человека - темперамент не позволяет. Да и некогда, ведь за 20 дней надо спектакль сделать, всех обратить в свою веру, научить заново ходить, говорить. И это по десять часов в день, без отдыха. Приходится самому быть донором, а не обогащаться за счет других… Я стараюсь делать так, чтобы театр не был для артистов нагрузкой к съемкам в сериалах. Денег театр, конечно, не приносит, но наши сумасшедшие мастера его все еще любят - это опиум на всю жизнь. Правда, вот для Вячеслава Гришечкина важнее оказались "бабулетки", он играет сейчас только в одном спектакле, а в основном во всяких "Солдатах" снимается. Но мы не обижаемся.
- А какое кино вы любите? Случаются ли потрясения от увиденного?
- Я люблю то кино, где наши артисты не играют. Когда я видел Виктора Авилова в "Господине оформителе" или "Узнике замка Иф", мне его роли казались сплошной неправдой. Я-то его знаю как великого артиста, а там он тень, а не человек. Он любил театр больше, чем кино. Хотя кино - это слава, деньги…
- Нечто второстепенное?
- Да нет, это действительно важнейшее из искусств. Бывают у меня потрясения. Когда смотрел "Остров", меня так проняло! Но это редко бывает. Как и в театре. Вот ездили мы в Испанию, купили костюмы, в которых, кстати, играл Депардье. И посмотрели там в Театре Лопе де Вега спектакль "Иисус Христос - суперзвезда". И снизошел на нас катарсис - я бы разрыдался там, только постеснялся. Хорошие фильмы и хорошие спектакли - бриллианты, которых дай бог за жизнь десять штук набрать… Иногда меня потрясают и наши актеры. А недавно потряс ваш спектакль "Выходили бабки замуж". Прекрасные артистки ближе к финалу как начали судьбу выворачивать! Есть там огрехи, но душа у спектакля есть, большая душа.
- Раньше ваш театр очень успешно гастролировал за рубежом. Как сейчас?
- За рубежом сейчас кризис, наш импресарио "свернулся". Это уже пройдено. Если вернется - хорошо. Как говорит Беранже, "доволен я малым, а большему рад". Сейчас ждем нового помещения для театра, но опять же из-за кризиса строительство приостановлено. Слава богу, что все эти гастроли были. Когда мы уезжали в Японию, мне мать сказала: "Поздравь японцев с Рождеством!" Я говорю: "Мать, они же во Христа не верят!" Для нее это был шок: "Как это?!" Я говорю: "У них Будда!" Она: "А, ну слава богу, хоть что-то есть". Вот и у нашего театра так: есть подвал, есть куда прийти, там "намолено", там энергетика. И пока еще мы вместе, пока мы команда.
Ольга ГОРНОВА.