2019 год юбилейный для Законодательного собрания Нижегородской области - региональному парламенту исполняется 25 лет. Мы открываем новую рубрику, в которой расскажем о том, как год за годом проходило становление законодательной власти в регионе. О первых шагах говорит председатель Законодательного собрания I - II созывов Анатолий Козерадский.
На базе Совета
- Анатолий Александрович, осенью 1993 года вслед за Верховным Советом в стране были упразднены Советы нижестоящих уровней. Говорят, что наш облсовет - предшественник Законодательного собрания - чуть ли не единственный в стране не был распущен. Как проходили выборные кампании? Чем отличалась работа депутатов облсовета от Заксобрания?
- Действительно, наш малый Совет под руководством Евгения Крестьянинова продолжал работать до избрания Законодательного собрания. Губернатор Борис Немцов практически отказался разгонять депутатов. Совет помогал решать ему многие имеющиеся в обществе вопросы. Кроме того, малый Совет подготовил проекты регламентов Законодательного собрания и его комитетов, программу законотворческой деятельности по вопросам, требующим незамедлительного решения.
Был сохранен в основном, что очень важно, квалифицированный аппарат юристов и служащих, усиленный в дальнейшем бывшими депутатами малого Совета. Поэтому начинать работу нам было значительно проще, чем коллегам в других субъектах Федерации.
Выборы в марте 1994 года были не очень активными. Тем не менее были избраны более 2/3 от определенного законом численного состава депутатов, что позволило нам приступить к работе. Среди избранных депутатов были очень значимые для области и города люди, и меня, главу администрации Выксунского района, удивило предложение Немцова и Крестьянинова стать председателем собрания.
Вначале я отказывался, не хотел бросать район и работу, к которой уже привык. Мне говорили, что выбора у меня нет. От Бориса Ефимовича прозвучало довольно ультимативно: хочешь помогать своему району - делай это на посту председателя Законодательного собрания. Он, демократ и либерал, иногда был категоричен, если принимал решения. Депутаты поддержали предложение губернатора, и я был избран.
Становление через шоковую терапию
- В чем состояла основная трудность работы на первых заседаниях собрания? Не было опыта, люди были не готовы?
- Нельзя не отметить прагматичного подхода избирателей на выборах. Люди голосовали в основном за состоявшихся руководителей и политиков, тех, на чью помощь и защиту они могли реально рассчитывать.
Среди нас были ученые и производственники, учителя, профсоюзные активисты, врачи, журналисты, бизнесмены, главы администраций районов.
Но каждый депутат представлял свою задачу примерно так, как видели ее во всесильном Совете народных депутатов. Других примеров ведь не было, хотя система управления в стране изменилась - законодательная, исполнительная и судебная власти стали самостоятельными и независимыми.
Некоторые депутаты еще не прочувствовали всех трансформаций и требовали на заседаниях Законодательного собрания решений для обязательного исполнения буквально по всем вопросам. Было много споров, работали подолгу, порой до ночи.
Становление новой государственности - сложнейший период для всей страны, особенно в обстановке, когда, по мнению «реформаторов», лекарством от всех бед была «шоковая терапия». Наше поколение помнит, а молодежь знает по рассказам, о дефиците товаров первой необходимости, высокой инфляции, об огромных задолженностях по зарплатам, пенсиям, детским пособиям. Нужно было это все менять, в том числе с помощью законодательства на региональном уровне.
- В первом созыве был принят важнейший для области документ - Устав. Как проходила работа над ним? О каких еще законах вам хотелось бы сказать сегодня?
- Известно, что многие законы советского времени в условиях рыночных отношений не действовали. Нормативную базу надо было создавать заново. Устав был совместным творчеством наших депутатов, юристов и непосредственно губернатора Бориса Немцова. Я считаю, что тогда мы разработали один из лучших уставов субъектов Российской Федерации, особенно в вопросах разграничения полномочий.
Жизнь входила в свои берега
- Помнится, была четко прописана система сдержек и противовесов исполнительной и законодательной власти. Все законы области подписывались губернатором и председателем Законодательного собрания. Но ведь были и разногласия в позициях администрации области и депутатов - как они преодолевались?
- В соответствии с Уставом, если депутаты приняли закон и после этого губернатор накладывал вето, то собрание имело право двумя третями голосов вето преодолеть, после чего губернатор уже был обязан подписать закон. Если он не соглашается, то закон начинал работать за подписью председателя собрания.
Мы принимали Устав в то время, когда не было федерального законодательства по целому ряду вопросов, и отталкивались от своего понимания момента, того, что считали справедливым и правильным. Этому способствовало и известное высказывание президента России Бориса Ельцина: «Возьмите ту долю власти, которую сами можете проглотить».
В дальнейшем уставы областей и конституции республик были приведены в соответствие с федеральным законодательством - чрезмерная суверенизация угрожала целостности России.
Еще одним из самых востребованных, важных был закон о местном самоуправлении. Он определял деятельность местных властей, формат уставов всех поселений области.
Экономическое развитие региона невозможно без инвестиций. Поэтому уже в первый год депутаты уделили значительное внимание разработке закона об инвестиционной деятельности. Законом предусматривались преференции по налогам в областной бюджет вновь созданным предприятиям до выхода их на рентабельную работу.
Рыночные отношения требовали определить новый порядок нотариальной деятельности. Ориентируясь на интересы жителей области, мы приняли решение об обязательном наличии государственного нотариата в каждом районе, определили порядок деятельности частного нотариата.
Со многим был не согласен губернатор и наложил вето, но мы его преодолели, и Борис Немцов закон подписал. Первое Законодательное собрание уже было самостоятельной ветвью власти. Жизнь в регионе входила в свои берега.
- И тогда или чуть раньше у депутатов возникла необходимость иметь свой печатный орган - газету «Нижегородские новости»?
- Действительно, вариться, что называется, в собственном соку законодателям не пристало. Нормативно-правовые акты только тогда начинают работать, когда они отвечают насущным интересам и требованиям населения, когда становятся известны широкой общественности. Газета стала для законодателей и средством обратной связи: высказывая свое мнение, читатели доносили до областного парламента, как работают принятые нами законы, какие в них есть пробелы. Я считаю, что и сегодня такой орган нужен Законодательному собранию.
Беседовала Вера Чеботарева.
Справка «НН»
Анатолий Александрович Козерадский закончил Московский институт стали и сплавов (1975), Академию общественных наук при ЦК КПСС (1990).
Работал: 1979 - 1983 годы - на Выксунском металлургическим заводе (вальцовщик, старший инженер ЦЗЛ, председатель завкома профсоюза); 1983 - 1985 годы - Выксунский горисполком (заместитель председателя); 1985 - 1986 годы - Горьковский обком КПСС (инструктор), Первомайский РК КПСС (1-й секретарь); 1990 - 1994 годы - Выксунский горисполком (председатель), глава администрации Выксунского района.
В 1994 году избран председателем Законодательного собрания Нижегородской области первого созыва, в 1998 году - повторно. С января 1996 года - член Совета Федерации Федерального собрания РФ, избран заместителем председателя Комитета Совета Федерации по вопросам экономической политики, заместитель председателя Комитета по вопросам экономической политики. При его непосредственном участии разработан и принят целый ряд законодательных актов в области экономики, дорожного строительства, оценочной, риелторской деятельности, в федеральной и региональной политике. С 2002 года - главный федеральный инспектор по Нижегородской области Аппарата полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе. С 2004-го - депутат Государственной думы 4-го и 5-го созывов. Имеет государственные награды.
Сейчас - общественный деятель, председатель комиссии при губернаторе по защите прав человека, рассмотрения гражданских инициатив, руководитель благотворительных фондов. Имеет двух дочерей, четырех внуков. Хобби - садоводство, рыбалка.