Центр особенного детства «Немолчи» стал одним из лучших социальных проектов 2018 года, а его руководитель Олег Малышев победил в номинации «Человек года в социальном бизнесе» регионального конкурса по социальному предпринимательству. Но, несмотря на победы, и он сталкивается с определенными проблемами. Об этом предприниматель рассказал на заседании проектного офиса по развитию малого и среднего предпринимательства, в работе которого участвовали около 40 представителей бизнеса.
Работа по болевым точкам
Этот пилотный проект, по словам его координатора, руководителя представительства Агентства стратегических инициатив в Приволжском федеральном округе Сергея Бочарова, нацелен на то, чтобы разобраться, какие имеются проблемы во взаимодействии власти и бизнеса.
- Есть национальный проект, стоит важная государственная задача по созданию новых рабочих мест и открытию бизнесов. Реально на практике, на земле, что-то не получается. Поэтому надо разобраться, где основные причины сбоев системы. Нам совместно с предпринимателями предстоит увидеть узкие места, предложить варианты решения проблем. А затем представить руководству города и области результаты групповой работы, чтобы они понимали, какие решения сейчас необходимо принять, как изменить ситуацию, - отметил координатор проекта.
Участники проекта работали по болевым точкам. Они разделились на группы, каждая из которых разбирала наиболее близкую ей проблему. Затрагивали темы информирования об изменениях в законодательстве, финансирования, площадок для бизнеса и подготовки кадров. Оказалось, например, что в областном центре нигде отдельно не обучают по такой специальности, как швея, поэтому инвестиции в швейное производство затруднены.
- Шить обучают, например, дизайнеров одежды, - заметил один из участников мероприятия. - Но ясно, что работать швеей-мотористкой такой человек не захочет, потому что это рутинная деятельность и невысокая заработная плата. Швеями становятся вынужденно в местах не столь отдаленных. В Нижнем Новгороде организовать швейное производство невозможно. Мы готовы были трудоустроить 150 - 200 человек, но, поняв, сколько труда надо вложить, чтобы найти и обучить людей, отказались от этого проекта.
Руководитель компании, которая производит тепличные комплексы, Валерия Викс пожаловалась, что в регионе не обучают агрономов защищенного грунта, хотя есть высшие учебные заведения, где готовят специалистов-аграриев.
- Это очень востребованная профессия. Ближайшее будущее - это вертикальные фермы, овощи, которые выращивают в экологически чистых условиях, - сообщила она. - Современные теплицы - это как космический корабль: там стоят бортовые компьютеры, которые контролируют все параметры. Агроном защищенного грунта высокой квалификации - человек, который все приводит в гармонию, управляет всеми процессами. Но найти подобных специалистов - большая проблема, несмотря на зарплату в 100 - 150 тысяч, которую им предлагают.
В любой узкоспециализированной сфере сложно найти сотрудников, констатировали участники проекта. По словам одного из них, его знакомый руководитель мебельной фабрики готов был завозить индусов, чтобы работали на деревообрабатывающих станках и собирали мебель.
Инициатива не поощряется
Больная тема - взаимодействие с властью. По словам Сергея Бочарова, многие бизнесмены вообще не хотят иметь с ней никаких дел. Даже боятся вступать в диалог, поскольку не ожидают ничего хорошего. Культура диалога неразвита. Кроме того, такие люди очень слабо понимают сложную систему распределения полномочий в госуправлении. Следовательно, не знают, в какой орган власти с каким вопросом обращаться.
- Нет единой информационной и коммуникационной системы: «власть - бизнес», - говорит он. - Рассылка SMS от МЧС про ураганы производится, а про изменения законодательства для бизнеса или про программы поддержки нет. Хотя в государстве канал связи существует: эти данные есть у налоговой инспекции. Но с целями развития бизнеса эта связь не используется.
Как выяснилось в процессе обсуждения, в районах также не всегда готовы помогать предпринимателям развивать свои компании - для этого нет мотивации. За отсутствие инициативы никто не наказывает, а вот за нарушения контролирующие органы карают. Об этом, в частности, говорили представители социального бизнеса, которые обращались к руководителям социальных учреждений, чтобы арендовать пустующие помещения.
- Я готова за свой счет отремонтировать заброшенное помещение в каком-либо социальном учреждении - школе, детском саду, - сообщила создательница центра развития для малышей от 2 до 7 лет Татьяна Лобзина. - Но мне в них отказывают. А именно такие помещения мне подходят по санитарным требованиям, которые для детских учреждений очень строгие.
Подобные проблемы и у Олега Малышева из Центра особенного детства «Немолчи».
- Вопрос с помещением очень важный, - считает он. - Есть помещения, которые находятся в не очень хорошем состоянии, простаивают, но там высокая арендная плата, заходить туда бессмысленно. Арендная ставка - самая большая расходная статья для нашего бизнеса. Детский центр для детей с аутизмом помогает детям в реабилитации. И чем меньше цены, тем лучше, тем доступнее будут услуги, их получат больше детей.
Как отметил Сергей Бочаров, в социальных предпринимателях видят конкурентов и гонят их из учреждений соцзащиты, КУГИ, ДК, больниц, школ и детских садов, предпочитая не связываться.
- Несмотря на поручения президента, на местах еще нет культуры взаимодействия с бизнесом, - заметил куратор проекта. - Срочно нужны разъяснения и регламенты.
И, конечно, говорили собственники малых и средних компаний про трудности кредитования: банки отказывают в деньгах, требуют залог, которого нет, нехватку времени и средств на обучение как себя, так и своих сотрудников. По словам одной из предпринимательниц, которая работает на рынке образовательных услуг для корпоративных клиентов, многие руководители даже отрицают пользу обучения для развития бизнеса. Между тем, как считает Сергей Бочаров, еще много что нужно изменить во взаимоотношениях власти и бизнеса, и процесс это совместный.
- Хотелось бы обратиться к неравнодушным читателям газеты, которые хотели бы что-то поменять, можно обратиться к нам в представительство агентства. Подобный диалог можно организовать как в одном районе, городе, так и на всей территории Нижегородской области. Не могут министр или администрация все сделать в одиночку, - констатировал руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в Приволжском федеральном округе.
Дарья Светова. Фото Александра Воложанина.