Расплодившиеся пособия по одним и тем же предметам создают мешанину в головах детей и педагогов.Первоклассница Даша проболела неделю. После болезни мама с дочкой сели за уроки. Родительница наивно надеялась, что быстро объяснит Даше материал по русскому языку. Но стоило открыть учебник, как она убедилась в невыполнимости задания, предлагаемого учебником из серии "Гармония" авторов М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко.
Путаница из правил
Даже если допустить, что это трудности одной конкретной мамы, все равно непонятно, почему авторы упоминаемого учебника по русскому языку часто противоречат сами себе и создают проблемы, над которыми вчерашние учащиеся советской школы ломают голову.
В первом классе теперь предлагают изображать слова в виде схем. Даже многие из учителей опускают их за ненадобностью, потому что на вопрос, что такое слово, дети отвечают, что слово - это схема из разноцветных квадратиков.
"А сейчас дети откроем учебники на такой-то странице и прочитаем правило", - обратилась педагог к второклассникам на уроке русского языка. Когда учебник был открыт на искомой странице, учительницу едва не хватил удар. Вместо укладывающегося в одну строчку и знакомого всем с детства утверждения: "жи", "ши" пиши через "и", учительница увидела совсем другой текст автора Т.Г. Рамзаевой. Он только способен еще больше запутать ученика своим подробным объяснением известного правила: звуки "ж" и "ш" всегда твердые, но в сочетаниях "жи" и "ши" не пишется буква "ы"… И это не единственный пример того, что правила в учебниках стали очень громоздкими и сложными.
Сколько минут в сантиметре?
В учебнике математики для второго класса от 2007 года, написанном коллективом авторов (Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В.), первая тема - числа от 1 до 100. Сравним, как учились десять лет назад. Учебник математики второго класса от 1999 года начинается с изучения второго десятка. Получается, новый учебник полностью сократил первую четверть, то есть повторение и закрепление - именно то время, когда формируются вычислительные навыки. Потери составили 40 уроков математики.
С одной из учительниц мы подсчитали, что на изучение пяти новых тем - "Обратные задачи", "Час, минута", "Длина ломаной", "Числовые выражения", "Периметр многоугольников" - отводится всего шесть (!) уроков. В результате отсутствия закрепления дети путаются: отрезки у них в минутах, часы - в сантиметрах.
Одобрение с сомнением
С родной речью и окружающим миром тоже не все в порядке. В учебнике "Родная речь" знакомиться с поэзией дети начинают со сложных стихов Бальмонта, Толстого, Есенина. Еще, по мнению авторов родной речи Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В., второклассники должны пользоваться энциклопедией. Значения слов "корыто" и "землянка" из известной пушкинской сказки о рыбаке и рыбке нужно искать в справочнике.
Парадоксально то, что те из учебников, по которым сегодня учатся самые маленькие школьники, одобрены в Министерстве образования. Специалисты не нашли в них изъянов, хотя не только учителя-практики, но и родители видят в них массу недостатков. Не случайно наша школа, которая считалась одной из лучших в мире, сдает свои позиции. В своем обращении к Федеральному собранию об этом говорил и президент Дмитрий Медведев.
Александра МАХЛИНА.
Мнения
Ирина МАРЫЧЕВА, учитель 3-го класса школы № 49:
- Одна из программ, по которой работают учителя нашей школы, это "Классическая начальная школа". Такие учебники отличаются наглядностью и хорошей иллюстративностью. Что касается содержания, то, по мнению наших педагогов, объем материала в этих учебниках недостаточен. Преподавая математику по учебнику Моро, приходится использовать учебник Рудницкой. В современных учебниках встречаются перекосы: в одних очень много теории, в других, напротив, сплошная практика.
Светлана КАШИНА, учитель 3-го класса школы № 115:
- В программу "Школа XXI века", по которой мне приходится работать, входит несколько предметов, и в том числе интегрированный курс "Русский язык и литературное чтение". Мне нравится, что дети читают литературные произведения, а потом выполняют упражнения в учебнике "Русский язык" на этом же литературном материале. Это хорошее нововведение. Также хочется похвалить очень продуманный учебник "Мир и человек" Вахрушева, в котором темы уроков преподносятся на основе новых современных технологий преподавания, что позволяет увлечь детей предметом. Из минусов современных учебников хотелось бы отметить то, что в учебниках математики Рудницкой очень мало практических задач, так необходимых для развития и закрепления математических навыков у школьников. Учителям приходится гораздо больше тратить времени на подготовку к уроку, потому что нужно привлекать дополнительно материал из учебников других авторов.
Между тем
Министр ратует за практику
Переход на новые образовательные стандарты в российских школах начнется с 1 сентября 2009 года. Об этом на днях сообщил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, комментируя послание президента РФ Федеральному собранию.
Глава государства заявил о необходимости разработать новые образовательные стандарты в сжатые сроки. "Сейчас по этому направлению идет непрерывная работа. До конца года определенные решения уже должны быть подготовлены и приняты. Однако переход будет происходить постепенно", - считает Андрей Александрович. По словам Фурсенко, первой на новые образовательные стандарты должна перейти начальная школа. Он также сообщил, что параллельно планируется изменить методы подготовки преподавателей. "Мы сейчас активно занимаемся созданием новых стандартов для обучения учителей, в которых должна быть существенно увеличена роль практики", - пояснил министр.
Кроме того, планируется привлекать к преподаванию в школе людей, которые окончили непедагогические вузы, и этот вопрос должен быть решен также в течение этого учебного года. Андрей Фурсенко отметил, что вопрос привлечения к преподаванию выпускников не только педагогических вузов может потребовать дополнительного времени, но эта задача уже решается.
Комментарий "НН"
Начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Виктор ШМЕЛЕВ:
- Образовательный стандарт последнего поколения делает акцент на то, что ребенок должен уметь в быту применять полученные знания. Что касается учебников, то сегодня применяется механизм грифования. К ученику попадают только те учебные пособия, которые прошли экспертизу в Российской академии образования и были одобрены педагогическим сообществом. Написать доступный учебник, который бы понравился всем, - это очень непростая задача. К сожалению, учебники пишут люди, которые не являются практикующими педагогами. Поэтому нужна их широкая апробация, в том числе в родительском сообществе. Сегодня право выбора учебника закреплено за учителем. В начале каждого календарного года школа формирует заказ на учебники. Учителю предоставляется право самому выбрать наиболее подходящий, по его мнению, комплект учебников из двух-трех имеющихся.