Экономистов давно интересует процесс принятия решения. Как это происходит, изучает относительно новая наука - нейроэкономика. Она объединила нейробиологию, знания экономических процессов, психологию и ряд других дисциплин. Последние открытия о том, как работает наш мозг, также легли в основу новых представлений о природе принятия решений.
Кандидат биологических наук, профессор, руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ Василий Ключарев рассказал нижегородцам о том, что на самом деле в мозге есть, по крайней мере, две системы принятия решения.
Вне всякой логики
На протяжении столетий экономисты считали, что человек принимает решение рационально.
Известно, что он поступает нелогично под воздействием потерь. Например, у него есть две невозвратные путевки на одно время: одна за 1300 евро, другая куплена по суперскидке за 200 евро, но с лучшими условиями. Практика показывает, что, скорее всего, человек поедет отдыхать по более дорогой путевке, так как ему сложно примириться с потерей большей суммы.
Американский профессор Макс Базерман много раз проводил эксперимент, показывающий, что человек ведет себя крайне нерационально и даже неадекватно в ситуации, когда теряет деньги. Суть эксперимента в следующем: профессор устраивал в студенческой аудитории аукцион и обещал купюру в 20 долларов тому, кто больше всего за нее заплатит. Торг идет с 1 доллара. Но есть еще одно условие: человек, который не перебьет предложение победителя, должен будет отдать профессору ту сумму, которую он был готов отдать за 20 долларов... В итоге купюру всегда приобретали за сумму выше номинала. Сложно поверить, но был случай, когда за 20 долларов отдали 204 (!) доллара.
На фондовом рынке, в казино можно часто наблюдать феномен Базермана в действии. В ситуации, когда человек начинает терять деньги, он вместо того, чтобы зафиксировать убыток, надеется, что сможет отыграть проигрыш - и практически всегда теряет еще больше денег.
Ценность своя у каждого
Нейроэкономисты смотрят на процесс принятия решений достаточно упрощенно - решение начинается с возникновения проблемы. Потом происходит оценка альтернативы. И если понимать, на чем основываются предпочтения человека, то можно предсказать вариант решения.
Нейроэкономисты используют понятия «полезность» или «субъективная ценность» того или иного решения. Товары можно оценить в долларах, рублях. А как оценить предпочтения, когда они относительны. Скажем, для голодного человека предпочтительнее ужин, чем чтение. Даже анекдот есть такой. Встречаются два экономиста, и один спрашивает: «Как твоя жена?» А другой отвечает: «Относительно чего?»
Любое решение: съесть что-то, почитать, пойти куда-либо - отражается в разрядах, в активности определенных участков мозга. Эту активность можно зафиксировать с помощью приборов и, таким образом, предсказывать решение человека.
С точки зрения нейроэкономиста, полезность - это средняя частота разрядов определенных специализированных нейронов в определенных частях мозга.
Мозг любит… деньги
Сегодня уже известно, что наши предпочтения кодирует область прилежащего ядра, известная обывателю как центр удовольствий.
Эксперименты с помощью магнитно-резонансного сканера показали, что активность в прилежащем ядре у человека, ожидающего некоторого количества денег, пропорциональна ожидаемой сумме. Экономисты
Стэнфордского университета задались вопросом: можно ли предсказать решение о той или иной покупке. Пациентам, которые находились в магнитно-резонансном томографе, предлагали купить шоколад по разной цене. Оказалось, что активность в прилежащем ядре выше, когда мы принимаем решение купить товар, чем когда приходим к выводу, что этого делать не следует.
Проводили и такое исследование: смотрели, как реагирует мозг, когда люди жертвуют деньги на благотворительность. Выяснилось, что прилежащему ядру «нравится» не только получать деньги, но и отдавать их на благое дело.
Когда человек принимает решение, активность наблюдается не только в прилежащем ядре. Например, он думает, пробовать или нет деликатес - рыбу фугу, которая не только вкусная, но и смертельно ядовитая. Негативные риски оценивает миндалевидное тело. Кроме того, есть третья область мозга, которая сравнивает результаты потерь и приобретений, фактически вычитая их друг из друга. Когда разница в активности двух порогов достигает критической точки, мы принимаем то ли иное решение. Это орбитофронтальная область, которая находится непосредственно над глазами человека. Активность данного участка мозга пропорциональна разнице между активностью в миндалевидном теле и в прилежащем ядре.
Это говорит о том, что мозг ежесекундно сравнивает потери и приобретения доказательства разных детекторов, на физическом уровне это сравнение двух разрядов. Психологи знают, что радость от приобретения ста долларов в два раза ниже, чем огорчение от потери ста долларов. Это объясняется тем, что миндалевидное тело получает информацию напрямую, даже минуя кору мозга, благодаря этому человек способен на быструю реакцию. Он может, например, отпрыгнуть от змеи и избежать ее укуса.
Борьба эмоций и разума
Дозератеральная фронтальная кора находится в лобных долях. Благодаря ей человек обладает самоконтролем и способен на долгосрочное планирование. Например, если цель - получение образования, то студент откладывает удовольствия и готовится к экзаменам.
Что лучше: 10 долларов сегодня или 11 завтра? Многие руководствуются тем, что лучше синица в руках, чем журавль в небе, и берут меньшую сумму. Но если предложить что-то сегодня или через 1 год и 1 день, то этот день не будет играть никакой роли.
Люди любят получать все немедленно. Также ведут себя животные. То, какое решение мы примем, зависит от более активной области коры. Если испытуемый выбирает 10 долларов сразу, то активно прилежащее ядро, если он решает взять 11 долларов завтра, то, наоборот, превалирует активность в лобной коре.
Американский экономист, гарвардский профессор Дэвид Лейбсон - один из крупнейших специалистов в области нейроэкономики и поведенческой экономики - с помощью формул объяснил, почему люди любят откладывать хорошие начинания на завтра, на примере, почему он не занимается физкультурой по утрам.
Для него это отвратительно, то есть субъективная ценность зарядки низкая и он ее оценил отрицательным числом. Но от зарядки есть долгосрочная выгода - хорошо себя чувствовать, нравиться себе, противоположному полу. Если что-то отвратительное, с точки зрения субъективной ценности, запланировать на завтра, то с учетом долгосрочных перспектив это действие будет оцениваться мозгом уже положительно. Это объясняет, почему мы откладываем на завтра хорошие решения и регулярно планируем начать новую жизнь с понедельника.
Психолог Даниэль Канеман один из первых описал, что у человека две системы принятия решения. Система 1 - эмоциональная, быстрая, автоматичная, но медленно обучающая. Система 2 - рациональная, медленная, последовательная, контролируемая. Две системы принятия решения работают параллельно. Конечно, стоит понимать, что это несколько упрощенный взгляд, на выбор человека также оказывают влияние гены, гормоны, среда, убежден Василий Ключарев.
Как можно помочь людям принять то или иное решение?
Например, удержаться и не съесть сладкого, если вы на диете? Одна из стратегий - занять себя каким-то делом или спеть песню, другой способ - представить себе, что перед вами не настоящая конфета, а фото.
В Аргентине большой процент людей с повышенным давлением, но там очень любят соленую еду. Тамошний минздрав рекомендовал убрать солонки со столов в заведениях общепита, и теперь соль нужно просить принести официанта, а для этого надо задействовать рациональную систему принятия решений, то есть взвесить, действительно ли стоит дополнительно солить пищу.
Записала Александра Махлина.
Вопрос дилетанта
Имеет ли значение то, с помощью какой системы принимается решение?
- В 60-х годах XX века профессор Стэнфорда Уолтер Мишел провел интересный эксперимент. Четырех-, пятилетним детям давали конфету и говорили, что ее можно съесть сразу или подождать 15 минут и получить две конфетки. Две трети детей не смогли удержаться от соблазна и съели лакомство сразу или выжидали всего две-три минуты. Остальные оказались терпеливее. Через 15 лет ученые выяснили, что те дети, у которых был выше самоконтроль стали успешными людьми - они поступили в университеты, имели более высокую самооценку, лучше управляли гневом.