Погода делится по полосам

Погода делится по полосам

Метеоцентр нижегородского аэропорта позволяет обслуживать ежедневно до 200 вылетов.Первым делом после успешного приземления в аэропорту Нижнего Новгорода пилоты спешат к инженерам-синоптикам за прогнозом погоды. Что их ждет в следующем пункте назначения? Экипажу Ту-154, прибывшему из Хургады и буквально сразу отправляющемуся назад, повезло - погода в Египте летная, температура + 22 градуса, осадков не ожидается, ветер...
Пилот, прилетевший из столицы, с интересом рассматривает синоптические карты и интересуется прогнозом погоды в Екатеринбурге. С абонентским комплексом МИТРА-ГИС- МУЛЬТИЛИНК запросить погоду для инженера-синоптика Любови Владимировой - дело нескольких секунд.
В авиационном метеорологическом центре (АМЦ) "Нижний Новгород" можно запросить погоду любого аэропорта мира. В свою очередь наша метеослужба теперь в соответствии с международными требованиями может ежеминутно передавать данные о погоде в аэропорту Нижнего Новгорода диспетчерам. Перейти на такой режим позволило новое современное оборудование, которое было установлено в этом году. Это сразу облегчило работу в сложных метеоусловиях и синоптикам, и пилотам.
В аэропорту нет обычной метеоплощадки. Приборы не собраны в одном месте, а раскиданы по всему аэродрому. Это не случайно - погода в начале и в конце взлетной полосы разная. Скажем, в день нашего приезда в одном конце полосы видимость была 4800 метров, в другом 5070 метров. С одной стороны дул слабый ветер с северо-востока, с другой - устойчивый южный, 4 м/c.
У каждого комплекта оборудования есть резервный дублер. Из узнаваемого метеооборудования осталась лишь мачта с ветроизмерительными приборами. Остальные традиционные приборы, требующие ручных наблюдений, заменили на современные датчики. Они позволяют проводить наблюдения за температурой, влажностью воздуха, атмосферным давлением в автоматическом режиме каждые пятнадцать секунд.
Особая гордость начальника АМЦ Марины Евдокимовой - оборудование для измерения видимости и измерения нижней границы облаков. Это раньше делали на глазок, теперь "Импульсный фотометр ФИ-3" фиксирует видимость с точностью до метра. Всего комплектов приборов, определяющих видимость, три. О ней нужно знать в начале, в конце и на середине взлетной полосы. Приборы для измерения высоты нижней границы облаков установлены примерно в километре от начала полосы, именно здесь пилот принимает решение - садиться или уходить на второй круг.
Метеонаблюдатель собирает все данные. Точнее это делает автоматизированная метеорологическая система АМИС-РФ, представляющая собой компьютеризированный комплекс. Параметры видимости, ветра, температуры и влажности воздуха, давления и так далее в автоматическом режиме выводятся на монитор. Дежурный оценивает правильность работы приборов и ведет наблюдения за атмосферными явлениями, формой и количеством облаков. Приборам, даже таким суперсовременным, заменить человека в этом пока по зубам.
В плохую погоду нужно передавать минимум полтора десятка данных ежеминутно с максимальной точностью. При видимости 100 метров в туман взлетать нельзя, а при 300 метрах уже можно. Задача наблюдателя - как только улучшится видимость, сразу сообщить диспетчеру. С данными, передаваемыми техником-метеорологом, также работают инженеры-синоптики, составляющие прогнозы.
Сегодня география рейсов обширна. Свежая нижегородская погода в закодированном виде рассылается по миру 48 раз в сутки, каждые 30 минут.
"Сегодня авиаметеорологический центр уже может выдавать погоду сразу по двум взлетным полосам", - делится Марина Петровна. Потенциал АМЦ позволяет обслуживать до 200 вылетов в день, хотя реальный объем работы пока значительно меньше.
Александра МАХЛИНА.

Кстати
Неблагоприятные метеорологические условия, по данным Международной организации гражданской авиации ИКАО, были признаны причиной двадцати процентов авиационных происшествий. Оправдываемость прогнозов, составленных в АМЦ "Нижний Новгород", выше, чем в среднем по России, и в том числе в столичных аэропортах Домодедово, Внуково и Шереметьево.

Продолжая тему
У инвесторов есть интерес
Отказ столичного правительства от участия в реконструкции международного аэропорта Нижний Новгород нисколько не лишает его перспектив развития. Об этом сообщил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев в Балахне на открытии культурно-развлекательного центра "Дом Москвы".
- Мы имеем шесть предложений от инвесторов, желающих участвовать в реконструкции, и будем объявлять международный конкурс, - заявил глава региона. - Это три российских инвестора и три - зарубежных.
Валерий Шанцев подчеркнул, что при реконструкции нижегородского аэропорта будет использован опыт правительства Москвы, с успехом примененный во Внуково. "Вся проекто-сметная документация у нас есть. Мы ее наработали в рамках соглашения с правительством Москвы и благодарны за это", - отметил губернатор.
В свою очередь мэр Москвы Юрий Лужков, присутствующий в Балахне на открытии "Дома Москвы", лишь подтвердил, что у нижегородского аэропорта появится "хороший, мощный инвестор". А столичные деньги, по его утверждению, пойдут на другие цели. Александр НИКОЛАЕВ.


Следите за нашими новостями в удобном формате