Она всегда была яркой, как фейерверк. И еще в 60-е выделывала на сцене такое, что Алле Пугачевой не снилось и потом. А ее голос, без преувеличения, знала вся страна. Кто же не помнит чуть ли не первый советский твист "Колдовская вода", пронзительного "Лесного оленя", ласковую "Колыбельную медведицы" из мультика "Умка"… А уж бессмертный хит Зацепина "Помоги мне!" из фильма "Бриллиантовая рука" и "Песенка о медведях", прогремевшая после выхода "Кавказской пленницы", сделали ее настоящей звездой. Но мало кто знал, как на самом деле именно в те годы непросто приходилось артистке.
За шоу сильно доставалось
- Я очень счастлива, что снова приехала сюда, - говорит она мне в гримерке перед концертом и улыбается. Хотя улыбка получается какой-то не очень веселой, а в уголках глаз певицы мелькают… нет, не слезы, но как бы искорки сожаления.
В начале 70-х она работала в Горьковской филармонии - еще до знаменитого Леонтьева. И именно на нашей сцене экспериментировала, искала новые эстрадные формы, другую подачу песни. Тогда ее поиски понимали не все, ведь артистки той поры должны были стоять у микрофона по стойке смирно и уж ни в коем случае не заигрывать со зрителем. Ведищева нарушала правила игры уже в то время...
- Давайте вспомним, как вы, уже тогда звезда, вдруг оказались в Горьком?
- Начнем с того, что я ушла из "Москонцерта", - рассказывает певица в эксклюзивном интервью журналисту "НН". - Мне в Москве все время говорили: "Тебе что, больше всех надо?" А мне ничего такого тогда не надо было. Я просто опережала свое время. Я же артистка, и мне всегда хотелось придумать что-нибудь новое, яркое. Доставалось мне и за "Помоги мне!". Говорили, что это, мол, аморальная песня. Зацепин ее сочинил, Гайдай снял фильм, а доставалось мне, несмотря на то что моего имени даже в титрах не было. Но все и так знали, что пела там я…
Так что приехала я к вам в Горький. И именно здесь мы создали "Поющие новеллы". Это был целый спектакль, состоящий из четырех новелл, рассказывающий, в частности, и о моей жизни. Ничего подобного на нашей тогдашней эстраде не было и в помине! Поистине в вашем городе меня благословил Бог, и я рада, что вернулась к вам через столько лет именно в праздник Казанской Божией Матери. Ведь я же родилась в Казани, ну разве это не чудо?
- Говорят, "Поющие новеллы" действительно были очень ярким шоу. Но вы потом исчезли куда-то надолго. Куда?
- Работала в Тамбове, в Баку, вернулась в Москву, в "Росконцерт". Много выступала с гастролями. Но потом у меня отняли моих музыкантов. Я и тогда выступала под инструментальные фонограммы, которые мне записал мой большой друг дирижер Юрий Силантьев. Но ситуация все более усложнялась. И я решила уехать.
В Америке всему училась заново
- Об отъезде за рубеж вас, наверное, спрашивают часто?
- Конечно. Но я обычно говорю, что такова уж жизнь артиста: он все время на гастролях - то едет на юг, то на север, то на восток, то на запад… Просто однажды я уехала чуточку дальше… вот и все! (Она опять улыбается и опять в уголках глаз появляются чуть заметные невеселые искорки. - Авт.)
- Но вы же в Америке удачно вышли замуж за настоящего миллионера, сочинили мюзикл, который идет на престижном Бродвее! Вас там признали звездой, а это происходит не с каждым артистом из России…
- Когда я туда приехала, поняла, что звезда из России там действительно никому не нужна. Пришлось всему учиться заново. Посещать вместе с девочками театральный колледж, учиться танцевать и двигаться, как на Бродвее… Но эти занятия мне многое дали. И я стала делать свою программу, сочинила мюзикл. Меня там, правда, знают под другой фамилией. А муж… Он, несмотря на то что познакомился со мной как со звездой, не очень-то хотел, чтобы я выступала на сцене. Сейчас мы с ним в разводе.
В полночь позвонил Зацепин…
- И все же русские слушатели вас больше помнят по 60 - 70-м годам. Еще одна песня в вашем исполнении была тогда безумно популярна - "Товарищ" Олега Иванова…
- Я ее и сейчас исполняю на концертах. История была забавная. Я ведь практически "родила" этого композитора. Он был студентом Барнаульского медицинского института и подрабатывал врачом на "скорой помощи", когда на гастролях передал моему музыкальному руководителю ноты этой песни. А мне в каждом городе тогда дарили ноты. Но мне очень понравились стихи Александра Прокофьева, и я их запомнила. Приезжаю в Москву, а там на радиостанции "Юность" как раз начали проводить песенный конкурс. И меня редактор спрашивает: "Аида, а у тебя есть что-нибудь новое?" Говорю: "Есть!" И называю имя никому не известного тогда Олега Иванова. А раньше по радио можно было исполнять только песни членов Союза композиторов. Редактор говорит: "Может, еще что-то есть?" А мне так вдруг захотелось исполнить именно эту песню, что я стала настаивать: "Нет, или эта песня - или ничего!" Так мы поговорили, песню все же в результате записали - и ее признали лучшей! Но когда узнали, что автор не профессиональный композитор, то первую премию нам сняли и дали вторую. Впрочем, с Олегом Ивановым мы дружим до сих пор. - Тогда уж расскажите и о вашей работе с Александром Зацепиным. Это был блистательный дуэт, даже трио, если вспомнить поэта Леонида Дербенева…
- Как-то я приезжаю с Дальнего Востока. Часов в 12 ночи звонит Зацепин: "Аида, где ты? Мы разыскиваем тебя уже месяц! Приезжай скорее на "Мосфильм"! Будем записывать песню". Приезжаю и вижу такую картину. На полу сидят уже немного захмелевшие Никулин, Миронов и Гайдай. "О, Аида!" - и приглашают меня в свой тесный круг. А я им: "Нет уж! Я приехала из дальних краев. Буду делать что-нибудь одно - или петь, или пить. Вы уж допивайте, а я петь попробую", - и ушла в студию. И записала все с первого дубля.
- Сейчас вы живете и в Америке, и в России… О чем ваш американский мюзикл?
- Я написала его под впечатлением 11 сентября. Он о свободе. Когда я впервые приехала в Америку, меня просто поразила статуя Свободы. Я хотела бы сказать новому поколению: "Девочки и мальчики, не издевайтесь над свободой!"
- Наверное, вам сложно было бросить все - и все начать буквально с нуля, причем совсем в другой стране? Вам не было страшно?
- Ничуть, - она одарила меня своим умным пронзительным взглядом и снова улыбнулась. - Знаете, я уверена, что каждый человек здесь, на Земле, миссионер. И я не исключение. Моя миссия - привнести в американский мир русскую душу, ее красоту и поэзию.
Оксана МИТРОФАНОВА.
Справка "НН"
Аида Ведищева (настоящее имя Ида Вайс), певица, известная как исполнительница популярных песен из кинофильмов ("Песенка о медведях", "Помоги мне", "Лесной олень") и мультфильмов ("Колыбельная Медведицы", "Чунга-Чанга"). В 1966 получила звание лауреата I Всесоюзного конкурса советской песни. Подвергалась нападкам со стороны чиновников от культуры за "безыдейность и вульгарность". Ведищева первая на советской эстраде записала инструментальную фонограмму для своих выступлений. В 1980 году эмигрировала в США. Уже через два года выступала в малом Карнеги-холле со своей первой американской программой под именем Amazing Aida. Вышла замуж за американского миллионера, через пять лет развелась. После - тяжелая болезнь, которую певица победила. Периодически приезжает в Россию с концертами, оставаясь гражданкой США.