Система незаботы

Система незаботы

От детского сада ждут не только того, чтобы за ребенком последили, пока мама на работе, но и конкретных результатов воспитания и образования. Но возможно ли решать столь трудные задачи низкооплачиваемым воспитателям, подготовлены ли кадры для этой сложной работы? Эти и другие вопросы обсуждались за "круглым столом" в Общественной палате Нижегородской области "Система дошкольного воспитания и пути ее оптимизации".
Здоров или не обследован?
Аксиома: ребенок не может быть успешным в школе, если постоянно болеет. Детский сад должен закалить его, обеспечить полноценное лечебное питание, занятия оздоровительной физкультурой, укрепить психику, научить жить в коллективе. Но родители отмечают, что далеко не все детские дошкольные учреждения одинаково выполняют эти задачи. Профессор Нижегородской медакадемии, член правления Нижегородской областной ассоциации врачей экспертов и реабилитологов Наталия Гусева задается вопросом: соответствуют ли детские сады области тем требованиям, которые выдвигает новое типовое положение, в котором прописано многое, в том числе и о детях? В нем много хорошего о разных детях - и с отклонениями, и нуждающимися в развитии.
Заведующая отделением детской поликлиники № 39 Нижнего Новгорода Нина Сорокина заявила о тенденции к катастрофическому ухудшению здоровья у дошкольников. Если кому-то ставят "хорошую" первую группу, она уверена, это значит, что ребенок недообследован. Школа начинается с болезней. В первый класс приходят 60 и более процентов детей, зараженных (инфицированных) туберкулезом. И хотя эти дети могут еще не болеть, это группа риска, требующая особого питания, витаминной терапии и так далее.
Мама-воспитатель
Основная проблема кадров детских садов все та же: заработная плата. То, как оплачивается труд воспитателя, санитарки, повара, не может решить вопросов качества системы образования до школы, как и не помогает привлечь специалистов в детские дошкольные учреждения. Ни для кого не секрет, что постоянных, опытных воспитателей в детсадах все меньше. Матери идут на маленькую зарплату в садик только для того, чтобы устроить туда без очереди свое чадо. Одни из них вскоре увольняются, другие уходят после окончания сыном или дочкой детсада. Как требовать качественной работы с помощника воспитателя, если его заработок менее 4 тысяч рублей? Если берут люди по две группы и две смены подряд, надрываются, чтобы прокормить собственную семью, о каком качестве работы можно говорить? Повар получает примерно столько же, воспитатель - менее пяти тысяч. Но есть и минимальные оклады, не поверите - 2670 рублей. Вообще, зарплата ли это? В Борском районе с проблемой столкнулись сразу после торжественного открытия нового садика. Кадры в него искали полгода.
Престиж профессии
Надо поднимать социальный статус, престиж профессии, считают заведующие садами. Они предлагают вернуть педагогическим работникам бесплатное лечение зубов, льготный отдых на турбазах, в санаториях и профилакториях и другие привлекательные услуги.
Заведующие детскими садами Ольга Комарова из Кстова и Людмила Тонконог из Нижнего Новгорода говорили о других трудностях. Не финансируются статьи расходов на игрушки, канцтовары. А ведь игра, рисование - это то, что испокон веков использовали в развитии детей детсадовские воспитатели.
С 1 января 2009 года, как говорили участники "круглого стола", муниципальные образования смогут вводить любые доплаты опытным сотрудникам, детсадов в том числе. Но будет ли это реально делаться и как именно, пока еще никто не знает.
Галина Григорьева, кандидат педагогических наук, доцент НИРО сконцентрировала внимание на еще одной важной проблеме. Дело не только в кадровых трудностях, родители до сих пор не поняли своей ответственности. Они первые педагоги, учителя своего ребенка. Многие и не знают об этом, воспринимая задачу воспитания и обучения как необязательную. Зато с детского сада, школы они порой спрашивают по полной. Мамам разрешается сидеть с ребенком до трех лет, и это время нужно тратить в том числе и на обучение сына или дочери различным навыкам. Пока 70 процентов ребят дошкольного возраста имеют низкий уровень психического развития, многие мамы подтверждают, что не занимались должным образом с ребенком, заботясь в основном о его питании и прогулках.
Вероника ПЕТРОВА.

Цифры
На сегодняшний день 61,9 процента детей дошкольного возраста в России пользуются услугами системы дошкольного образования. В Нижегородской области по "охвату" - 72,1 процента.


Следите за нашими новостями в удобном формате