Больше чаек,современных и разных

Больше чаек,современных и разных

Есть такая традиция: каждую осень на сцене "Комедiи" проходят гастроли прославленных столичных трупп. Бывали у нас "Мастерская Петра Фоменко", "Табакерка", МХТ им. Чехова. А недавно во второй раз выступил театр "Школа современной пьесы".
Врачи - отличные, афиши - плохие
Театр привез три постановки: "Па-де-де" Татьяны Москвиной - ироничную историю о мужчине и женщине и двух "Чаек". Одна из них - классическая чеховская, однако в исполнении Владимира Качана (Тригорин), Ирины Алферовой (Аркадина), Альберта Филозова (Дорн), Юрия Чернова (Сорин) и очень "незаштампованных" молодых артистов она выглядит новее всех новых драм. Вторая "Чайка" - детектив Бориса Акунина, начинающийся с того, чем "Чайка" Чехова закончилась (по Акунину, Треплев не застрелился - его убили). Всего же в репертуаре "Школы" аж три "Чайки" - есть еще одноименная оперетка, где вообще никто не стреляется, а все поют и танцуют.
- У вас свои театры замечательные, надеюсь, что мы не испортили картину вашей театральной жизни, - скромно заметила Ирина Алферова. - Кстати, я простудилась, а у вас, как оказалось, врачи гораздо лучше, чем в Москве! Я счастлива, что попала в руки этих чудесных специалистов!
Зато Иосиф Райхельгауз остался недоволен тем, как гастроли анонсировались.
- Мы репертуарный театр, нам почти 20 лет, у нас из 30 актеров одиннадцать - народные и восемь - заслуженные! А на афишах - два "звездных" лица, как будто мы антреприза! - возмущается он.
Алферовой не с кем сниматься в кино?
- Ирина Ивановна, вы играете сразу трех Аркадиных в трех разных "Чайках". Не бывает ли внутренней путаницы?
- Бывает! Вот как раз из-за простуды я думала, что мы везем в Нижний "Чайку-оперетку". А "Чайка" Чехова в нашей постановке, я считаю, сейчас лучшая в Москве. Что до Акунина, то он, конечно, похулиганил немножко. Его "Чайка" - это детектив и фарс. А в оперетку я попала в последний момент, когда все уже разминались и распевались. Я же раньше вообще не пела, поэтому я весь спектакль танцую и хохочу.
- Много ли вы сейчас отказываетесь от ролей в кино и почему?
- Да, очень много. Я каждую неделю читаю новые сценарии. Мне многие говорят: "Ты сумасшедшая, отказываешься от таких денег!" Деньги, конечно, нужны, но я себя ломаю и отказываюсь. И близкие меня в этом поддерживают: "Не лежит душа - не надо". К тому же очень мало осталось партнеров моего возраста, многие уходят. Но сейчас снимаюсь вместе с Сергеем Шакуровым в одном детективе - глубоком, психологическом.
Помогать надо сильным
- Иосиф Леонидович, ваш театр - "Школа современной пьесы", но вы поставили Чехова…
- "Чайка" Чехова - единственный спектакль в нашем репертуаре за 20 лет, который не есть мировая премьера. Остальные пьесы мы ставим первыми в мире - это принцип театра "Школа современной пьесы". Я горжусь, что Людмила Улицкая, Семен Злотников принесли свои первые пьесы именно в наш театр.
- Как много вы гастролируете и всегда ли находите понимание у нестоличного зрителя?
- Я зрителя не различаю. Говорю это не затем, чтобы сделать подарок Нижнему Новгороду. Деление на театральные и нетеатральные города - это устоявшееся заблуждение. Например, я часто замечаю, что большинство московских зрителей с удивлением узнают, что Треплев застрелился. К сожалению, это так. У нас гастролей много. После вас мы едем в Киев и Германию, а две недели назад были в Израиле. Я убежден, что зритель всегда прав, даже если встает и уходит. Нельзя говорить: "В Нижнем Новгороде нас не поняли!" Если не поняли - виновен театр. Мы готовы привозить в ваш город премьеры, даже самые спорные спектакли. Например, только что выпустил новый спектакль один из крупнейших режиссеров Европы Андрей Жолдак. На днях состоялась премьера Ивана Вырыпаева - звезды русской сцены.
- Должно ли, на ваш взгляд, государство поддерживать театр?
- Я считаю, что помогать нужно сильным, а не слабым. По результату нужно помогать, а не по знакомству и по просьбе.
Ольга ГОРНОВА.