В 2000 году молодой бизнесмен Кахабер Логвилава выкупил за 180 тысяч целковых у Нижегородского отделения Всероссийского общества инвалидов принадлежавшую оному обществу базу отдыха. Базочка, надо сказать, была так себе: всего на 80 мест, не слишком благоустроенная. К тому же и земля, на которой она располагалась принадлежала, как и вся территория Зеленого Города, государству. Так что потерю сочли невеликой. Правда, пришлось похерить уже почти готовый проект создания на базе «ушедшего» дома отдыха реабилитационного центра для инвалидов. Но проект он и есть проект, был бы он реализован, нет ли – еще вопрос. А так – маленькие, но живые деньги… К тому же и покупатель оказался человеком «божественным». То есть в самом прямом смысле слова: ныне Кахабер Владимирович – староста им же выстроенного в Зеленом Городе храма. Так что не обидно.
Тогда еще в голову не приходило правлению нижегородского отделения ВОИ, что эта сделка – всего-навсего «разведка боем» перед действительно серьезными баталиями, в результате которых отделение окажется на грани финансового краха… Впрочем обо всем по порядку.
«Кодекс мы должны чтить!»
Не стыжусь признаться: работая над этими заметками, едва ли не впервые за свою многолетнюю уже журналистскую практику испытывал чувство, более всего напоминающее беспомощность. Каждый документ (а их пришлось перелопатить не один килограмм!), каждая цифра и подпись в документе выглядели праведно и непорочно. А в итоге вдруг (именно – вдруг!) выяснялось, что предприятия, специально созданные для того, чтобы дать работу одним инвалидам, вспомоществование – другим, предприятия старые и уважаемые вдруг исчезают как туман на рассвете, плавно перетекают в чьи-то малопонятные руки. И сделать ничего нельзя… Так что единственный способ изложить эту историю правдиво и беспристрастно – это отказаться от «литературности», каких бы то ни было эмоций и перейти на предельно сухой протокольный язык.
Итак, на балансе Нижегородского отделения ВОИ находится 4 предприятия: старейшая, специально для инвалидов созданная почти 80 лет назад кистещеточная фабрика, прежде носившая имя Николая Островского; швейно-такелажная фабрика – кстати, предприятие ВПК; завод «Автодеталь» и лесохимзавод «Метаксил», расположенный в Краснобаковском районе области. О двух последних у нас разговора не будет: «Автодеталь» находится в сфере интересов ГАЗа, структуры, с которой только самоубийца решится связываться, а «Метаксил» – структура небольшая и все же, как ни крути, периферийная. А вот расположенные в центре города «кистещетка» и «такелажка» станут главными героями нашего повествования…
В 2003 году директором кистещеточной фабрики, к тому времени акционированной и именуемой ООО «НИКИЩЕ», был назначен 29-летний в ту пору Игорь Васильев, выпускник лингвистического университета. Новый директор взялся за дело энергично и круто: провел анализ финансового положения предприятия и направил председателю ВОИ Ивану Савенкову апокалиптическое послание, в котором утверждал, что фабрика вдруг дышит на ладан. Для того чтобы предприятию выжить, требовалось, по мнению Васильева, «…провести кадровые перестановки: а) сократить людей… (в т. ч. инвалиды); сдать в аренду производственные и складские помещения; …вести активный поиск инвесторов…» Говоря честной прозой, по мнению Игоря Юрьевича следовало уступить часть фабрики посторонним. Потесниться… Резолюция Савенкова была лаконична: «Не возражаю!» Правда, «инвалидские» предприятия без решения местного правления и утверждения Центрального правления ВОИ отчуждению не подлежат, о чем Ивану Васильевичу Москва 26 мая 2003 года напомнила. Однако Савенков предпочел не услышать.
Отыскать покупателя оказалось не так сложно: как нарочно, 22 апреля того же года трое физических лиц учредили фирму под названием «Базисный элемент». Самый крупный вклад в уставной капитал сделал молодой бизнесмен Давид Ахобадзе: его доля составила 10 млн. рублей. Самый мелкий – всего-навсего в 2 млн. 675 тыс. 500 рублей – Анатолий Иванович Савенков, инвалид второй группы, бывший библиотекарь, ныне безработный. Не будем задаваться некорректным вопросом откуда у сына Ивана Васильевича Савенкова оказались почти три «лимона». Оказалось, и все тут! Через два месяца, 1 июля, 50 процентов уставного капитала ООО «НИКИЩЕ» перешли во владение «Базисного элемента». Перешли за 8,75 млн. рублей (и того-то меньше… Но – не будем забегать вперед). 50 процентов правлению ВОИ удалось отстоять. Впоследствии, 7 октября 2004 года, 60 процентов уставного капитала отошло ООО «Доля», основанному 16 сентября того же года. (Нет, мы ничего: когда хотят, тогда и организовываются, право имеют). Из рук ВОИ «кистещетка» фактически ушла… В это же время, судя по распечатке телефонных звонков фабрики, звонки из директорского кабинета шли в основном на мобильные телефоны. И в основном – в Грузию.
Однако вернемся в 2003-й. Через какое-то время И. Васильев послал три запроса об оказании возвратной финансовой помощи: 30 июля, 26 сентября и 2 декабря на общую сумму в 4,35 млн. рублей. Деньги потребовались на закупку навороченного итальянского станка и столь же навороченной подрезальной машины. «Проведенной проверкой установлено, что… станок и подрезальная машина приобретены не в Италии, а у ООО «ТСФ Эликстрой» в г. Москва. …Выплата за станок производится в течение 2004 - 2005 гг., хотя кредит… НОО ООО ВОИ выдала фабрике в 2003 г.» (из Акта результатов работы комиссии НОО ООО ВОИ на предприятии со смешанной собственностью «НИКИЩЕ» от 10 марта 2006 года).
Кредит ушел и до сих пор не погашен. Но и это было еще не все: 28 июля, вовсе уж непонятно, с каких дел ВОИ в лице Ивана Савенкова заключило договор залога с созданной 16 июня (без комментариев!) фирмой «НН СтройПрестижСервис». Учредителям – молодому бизнесмену Олегу Чантурия и еще троим (все – близкие между собою родственники) - были выданы полтора миллиона рублей. Когда пришло время погашать задолженность, выяснилась пикантная подробность: «заложено» оказалось имущество ЗАО «Луч-НН», что последнее несказанно удивило… Тут история еще не закончилась. Сыщики ОРБ, проводившие расследование обстоятельств дела, состава преступления не нашли. Однако сам факт привлечения «элитного» сыска уже говорит о многом…
Короче говоря, когда пена осела, выяснилось, что фабрика уже не «инвалидская», общество доходов не получает (и членам своим помогать не может, что лишает смысла само существование ВОИ), а «рулят» лихие ребята с юга. Однако история на этом не закончилась!
Мутная водичка
Разобравшись с «НИКИЩЕм», Иван Васильевич Савенков попробовал таким же образом разобраться и со швейно-такелажной фабрикой. Эту историю подробно рассказывать мы не будем: скажем только, что с уникальным в России предприятием, занимающимся пошивом палаток для нужд армии и не только, не сумел справиться даже такой «кризисный управляющий», как перешедший туда директорствовать с «кистещетки» Игорь Васильев. Было принято решение вообще здание фабрики снести, да оно, оказывается, историческую ценность представляет… Так что молодые грузинские (или не грузинские) бизнесмены пока могут передохнуть. А мы поговорим о том, что в эти заметки не попало.
Так, например, нет у нас документального подтверждения того, что заместителю Ивана Савенкова Эдуарду Житухину действительно, как он утверждает, предлагали «откат» в 150 тысяч рублей – за то, чтобы не так активно он сражался хотя бы за 40 процентов «кистещетки». И бог – а не мы – знает, чей голос угрожал ему по телефону, причем неоднократно. И связана ли последняя – в марте – угроза («Ты еще живой, козел!») с нападением на него в подъезде собственного дома: Эдуард Александрович получил по голове кастетом и оказался в больнице с сотрясением мозга… Это все, повторим, для суда не улика.
Другое интересно. Ивану Васильевичу Савенкову, бессменному с 1988 года председателю нижегородского ВОИ, сейчас 86 лет. Он – фронтовик, человек заслуженный и без сомнения лично честный. Остается предположить, что не столько он занимался «отъемом» предприятий – у самого себя и тех кто его выбрал, так ведь? – сколько кто-то за его спиной. Кто-то умный и «продвинутый». Две фабрички с невеликим доходом – это бы ерунда, а вот территория в 3,5 га в самом центре Нижнего, занимаемая кистещеткой, и 1,5 га «такелажки», расположенной еще «центрее», за Средным рынком – это золотое дно! Даже просто земля стоит там баснословно дорого: кстати, еще в 2003-м, когда история с «кистещеткой» только разгоралась, одна из нижегородских компаний предложила Савенкову взять территорию фабрики в аренду – по цене100 рублей за квадратный метр. От 6 с лишним «лимонов» в месяц отказалось ВОИ!
И то верно: ежели снести фабричные помещения и построить что-нибудь «стоящее», типа элитной многоэтажки с офисными помещениями – прибыль может подпрыгнуть до самых небес. Недаром приезжал в Нижний Георгий Ахабадзе, владелец нескольких крупных строительных фирм в Москве и по совместительству отец одного из основателей фирмы «Базисный элемент». И трудно предположить, что семья Ахабадзе действовала сама по себе, не заручившись поддержкой в Нижнем. И не о криминальных структурах здесь речь, а о людях, могущих решить вопросы с землей... Впрочем, мы договорились не делать далеко идущих выводов. История еще не закончилась. Будем следить…
И еще одно, последнее. В Нижегородской области сейчас 350 тысяч человек, имеющих инвалидность. 103 тысячи из них состоят в НОО ВОИ. Отчислений с четырех «инвалидных» предприятий вполне хватало на то, чтобы Общество по крайней мере сводило концы с концами. Не говоря уж о рабочих местах и прочей «мелочи». Отнимать у инвалидов предприятия – это все равно, что отнять у нищего его суму. Всякое сравнение хромает, конечно, но суть – эта. Видимо, русская традиция уважения к «убожеству», к слабости уже не действует в наше смутное… точнее – мутное время.
Игорь ГРАЧ.