Проверенный практикой способ преобразить квартиру - повесить на окна красивые шторы. И неважно, евроремонт в помещении или легкая переделка - подобранные со вкусом занавески облагородят любое пространство. А уж с выбором проблем вообще нет, к тому же повсеместно в торговых точках предлагают "обслуживание под ключ". Это означает, что можно не только выбрать любую ткань из огромного ассортимента, но и заказать пошив приглянувшегося "фасончика" штор тут же, в магазине.
Вот тебе и конкуренция!
Что удивительно, несмотря на громадную конкуренцию пошива штор в Нижнем Новгороде, нередки случаи рекламаций потребителей на эту платную услугу. Причем даже в судах те, кто криво сшил или предложил клиенту в принципе не подходящую для портьер ткань, до последнего стоят на своем, проявляя поразительное равнодушие к интересам покупателя. Кстати, в этом смысле есть некоторая надежда на теперешний финансовый кризис, когда в сфере услуг уже начала наблюдаться настоящая борьба за деньги потребителя, что не может не радовать.
Однако в судах Нижнего Новгорода слушается немало "шторных" дел, некоторым из которых уже по два года.
Так, в Нижегородский районный суд поступил иск от Людмилы Николаевны Д. Потребительница жаловалась на некачественно изготовленные портьеры, которые она заказала у индивидуальной предпринимательницы К. в конце 2006 года. Их цена по договору составила 15 476 рублей, но за эти деньги Людмила Николаевна приобрела не красоту в дом, а плохое настроение, лишние хлопоты и беготню по юристам.
Вероломный дизайнер
Людмила Николаевна оплачивала заказ частями, следуя золотому правилу получения платной услуги: заплатишь все сразу - станешь меньше интересен исполнителю, а то и вовсе не интересен.
Сначала покупательница внесла в кассу ИП 8000 рублей. На эту сумму у нее есть подтверждающие документы - кассовый чек и счет-фактура. А вот оставшиеся 7476 рублей она заплатила уже дома, отдав их в руки дизайнеру С. Милая девушка-дизайнер преспокойненько расписалась в счете-фактуре о получении денег, но никаких других документов по этому факту не выдала. Впоследствии именно это стало камнем преткновения на суде, так как выяснить элементарное обстоятельство - выполнила Людмила Николаевна свою часть обязательств по договору (выплату денег) или нет - оказалось чрезвычайно затруднительно.
Дело в том, что предпринимательница К. "на голубом глазу" утверждала, что кроме аванса в 8000 рублей никаких других денежных поступлений от заказчицы она "видеть не видела, слышать не слышала". И что вообще дизайнер С. у нее отродясь не работала - мол, нет с милой девушкой, принявшей у Людмилы Николаевны деньги, ни договора подряда на выполнение конкретных услуг пошива и подбора портьер, ни уж тем более бессрочного трудового договора.
- Нам удалось найти дизайнера, которая на момент суда уже работала в другой фирме, - говорит начальник юридического отдела Нижегородской областной общественной организации "Защита потребителя" Юлия Сурикова, защищавшая интересы Людмилы Николаевны. - Но она упорно не хотела идти на судебные слушания, чтобы подтвердить информацию о полной оплате потребителем услуг по изготовлению штор.
В принципе понять юного дизайнера можно - в конце концов, не хочется ссориться с предпринимательницей, которая выручала разовыми заказами, да и впредь может пригодиться. Да и времени нет - вертишься тут день и ночь, как белка в колесе, чтобы лишнюю копейку заработать…
Дошло до того, что к явке дизайнера в суд могли быть привлечены судебные приставы, а по факту незаконного приема средств у потребителя уже планировали инициировать возбуждение уголовного дела.
Неокончательная победа
В конце осени 2008 года после длительной судебной тяжбы Людмила Николаевна может, пожалуй, вздохнуть с облегчением. В суде принято решение о возмещении ей убытков, и теперь плохо сшитые портьеры со сборящимися швами и некрасиво загибающимися краями останутся в прошлом. Но осадок в душе, конечно, остался… Украшение для окон для потребительницы сначала все-таки переделали. Но качество переделки тоже оставляло желать лучшего, так что немалая сумма, уплаченная за оформление окон, не гарантировала хорошего результата, убивая на корню веру в высокое качество обслуживания в сфере услуг даже по высоким расценкам.
Самое интересное, что предпринимательница К. больше не занимается портьерами, прекратила деятельность по их изготовлению и закрыла свой салон! А как же быть с суммой, присужденной клиентке после стольких мытарств?!
- Мы надеемся, что с ответчика удастся взыскать все требуемые суммы, включая неустойку за просрочку выполнения требований потребителя в добровольном порядке и моральный вред, поскольку индивидуальные предприниматели, несмотря на закрытие конкретного вида деятельности, отвечают по суду своим имуществом, - сказала опытный юрист Юлия Сурикова.
"Сошьем хоть из полиэтилена!"
В нехорошую скандальную историю попал и Юрий В., обратившийся с иском в Советский районный суд Нижнего Новгорода. Он заказал у предпринимательницы С. шторы, карнизы, скатерти, тюль и т.д. на общую сумму 65 919 рублей.
Каково же было удивление заказчика, когда выяснилось, что выбранная им для штор, скатертей и наволочек ткань в принципе для них категорически не подходит.
- На картинке, по которой потребитель заказывал изделия, они смотрелись красиво и эстетично, - рассказывает юрист НООО "Защита потребителя" Светлана Евдокимова. - А когда шторы появились в его квартире, то выглядели они совершенно иначе. Ткань не лежала красивыми плавными складками, как ожидалось, а топорщилась и, можно сказать, "стояла колом".
В салоне, который не спешил соблюдать сроки по выполнению заказа Юрия В., делают вид, что ничего страшного не случилось. Там считают, что полностью выполнили пожелания клиента и изготовили шторы из той ткани, которую он сам выбрал. Не обращая внимания на его огорчение, еще и бравируют: "Да мы из чего угодно можем шторы сшить, хоть из полиэтилена! Любой каприз за ваши деньги!"
Однако потребителя в данном случае ввели в заблуждение относительно свойств выбранной им ткани, аналоги которой он видел только на картинке. И поэтому он имеет право на отказ от исполнения своих обязательств по договору и возврат ему денег, а также возмещение морального вреда и начисление неустойки - 3 процента за каждый день просрочки исполнения его требований, но не больше суммы договора о платной услуге по изготовлению заказа.
Мы, потребители, можем и не знать обо всех нюансах бесконечного ассортимента торговых точек и салонов с платными услугами. Об этом прямо говорится в Законе РФ "О защите прав потребителей", согласно которому достоверно информировать о товаре и услуге нас должны продавец и тот, кто оказывает услугу.
Досадно только, что такое дорогостоящее занятие, как новые шторы в дом, бывает не радостью, а хорошо оплаченными из нашего кошелька злоключениями…