На днях в Чечню отправился очередной отряд спецназа Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Нижегородской области. Количество командировок в республику, где, пусть со скрипом, налаживается мирная жизнь, перевалило за несколько десятков. Самые первые были по-настоящему горячими…
В 2003 году двое представителей ПАСЕ ехали на двух бронированных джипах по горным дорогам республики. Спереди и сзади их эскортировали машины с вооруженными спецназовцами. У них своя была задача: сделать все, чтобы объекты охраны вернулись в свою Европу целыми и невредимыми.
Внезапно, уже на подъезде к Грозному, перед колесами первой машины взорвался фугас. Раздумывать не приходилось: тут же машины европейских парламентариев оказались в полукольце охраны, водители ударили по газам - и через несколько секунд место происшествия было пусто. Боевики, сидевшие в засаде, даже не успели открыть огонь. Задача была выполнена, зарубежные наблюдатели спасены. Правда, трое охранников оказались тяжело контужены, хотя могло быть и гораздо хуже. Охраняли наблюдателей нижегородцы - офицеры спецназа ГУФСИН.
Сейчас, по словам отправляющихся в Чечню сотрудников, в республике относительно спокойно. Но по-прежнему обстреливают дороги, правда, совсем уже по-дилетантски. Из выскочившей навстречу колонне машины звучит заполошная автоматная очередь, после чего "духи" пускаются наутек, не особо интересуясь результатами обстрела.
И по-прежнему переполнены основные "объекты" наших героев: знаменитый СИЗО в Чернокозове и пока незнаменитый, недавно отстроенный грозненский СИЗО. И по-прежнему в Доме правительства Чечни охрану несут наши, хотя офицерам спецназа и приходится переодеваться в гражданское, для чего экипируют командировочных не только бронежилетами и камуфляжем, но цивильным костюмом с галстуком.
За спинами парней - по пять, шесть, а то и по десять командировок. Из тех, кто 14 лет назад штурмовал Грозный, в нынешнем отряде уже никого не осталось. Идет смена. Едет смена.
За все полтора десятка лет и два с лишним десятка командировок не было у спецназовцев ни одного убитого. Однако арифметика - наука неточная: убитых не было, а вот один из офицеров умер от инфаркта едва ли не прямо во время операции. Не выдержало сердце… Это нормально, как ни чудовищно прозвучит: на войне солидный процент "двести первых" погибает именно так. Не от пуль. Не бои, а ежедневное напряжение, рутинный подвиг, повседневная готовность к смерти убивают больше народу, чем принято думать. Сегодня у ребят гораздо больше шансов вернуться домой живыми и невредимыми. Пусть так и будет.
Игорь ГРАЧ.