Блюстители беззакония

Блюстители беззакония

Вступил в законную силу приговор Автозаводского районного суда в отношении двоих постовых милиционеров, обвиненных по самой «профессиональной» ментовской статье – 286-й: «Превышение должностных полномочий». Так на стыдливом юридическом жаргоне именуются тумаки и затрещины, раздаваемые некоторыми блюстителями порядка в ситуациях, когда, по мнению закона, вполне можно обойтись и без них. Герои наши получили по 3 года условно, по 20 тысяч рублей штрафа и двухлетний (по приговору, а по сути – пожизненный) запрет «оборонять на здешних улицах покой». Скажем сразу: в обоснованности именно этого приговора мы не сомневаемся, хотя и его текст, и текст обвинительного заключения вызывают кое-какие вопросы. Причем, что называется, «в обе стороны»… Так вот, вышеупомянутых «вопросов» мы задавать не станем: просто расскажем фабулу произошедшего так, как видели ее основные участники действа. А читатель пусть представит себя у экрана телевизора, в удобном кресле, с чашкой чая в руках. Поглядим фильмы, а потом обсудим увиденное…
Фильм первый: «Жертва произвола»
Когда Алексей, забрав из садика четырехлетнюю дочурку, явился домой, первое что он услышал от захлопотанной супруги было: «Не раздевайся! В доме хлеб кончился, сходить надо бы!» Надо – так надо. Леша направил стопы в сторону притулившегося возле дома маркета.
Не дойдя метров десяти, увидел своего коллегу по работе, сидящего на лавочке и мирно распивавшего коньяк в компании какого-то незнакомого парня. Алексей подошел, поздоровался. «Денис, не усугубляй! Завтра ведь на работу!» – произнес он отеческим тоном. Тот пообещал, что все будет в норме. Завязался разговор, через несколько минут грубо прерванный автомобилем с голубыми номерами. Двое молодых парней в форме подошли к компании, попросили предъявить документы и предложили проехать. Денис и его сотрапезник молча поднялись со скамейки. Алексей же вполне резонно заявил, что ничего не нарушил, а документов у него нет. «Вон, видите, двое наркоманов идут! Лучше бы их задержали!» Блюстители не вняли его совету, запихали всех троих в автомобиль, доставили сперва в ближайший пикет, где, составив протокол за распитие спиртного в общественных местах, отпустили приятелей Алексея, а его самого отвезли в 1-й ГОМ Автозаводского района. Там милиционеры, худого слова не говоря, завели свою жертву в комнату разбора административных происшествий – и потребовали выгрузить на стол все из карманов. «Вы хоть представьтесь! - произнес Алексей. – И понятых пригласите как положено!» В ответ один из постовых сжал шею парня и приголубил по почкам, а второй, свалив Алексея на стол, резко вывернул ему ногу. «Хватит! Забирайте все!» - «То-то!»
…Четыре женщины, явившиеся в отдел, чтобы написать заявление о краже телефона, в один голос утверждали, что слышали стоны из комнаты разбора. Затем видели, как двое милиционеров вывели под руки парня в коричневой куртке. Голова его была опущена, лицо кривилось от боли…
…Наутро Алексей за мелкое хулиганство мировым судьей оштрафован на 1000 рублей. Супруга его, Наталья, всю ночь проискавшая мужа, попыталась прорваться на судебное заседание – и получила в итоге 500 рублей штрафа.
А еще через день Алексея увезли на «скорой» с диагнозом «ушиб левой почки». Болела и вывернутая нога. Там, в больнице, и заявил Леша, что был избит в милиции. Бумага из больницы, как положено, отправилась в прокуратуру. Дело неторопливо двинулось к суду…
Фильм второй: «Новейшие центурионы»
Когда милиционеры первой роты первого батальона Нижегородского полка ППС Александр Орлов и Михаил Наумов (фамилии изменены) увидели за столиком неподалеку от маркета теплую компанию, распивавшую коньяк, они и думать не стали. Не о чем было думать: чистенькая статья 20.20 КоАП, протокол и по сто рублей штрафа - в законе все черным по белому писано. Десантировавшись из машины, парни подошли к выпивохам и предложили им проследовать за ними. Двое подчинились безропотно. Третий, не сдвинувшись с места, выдал милиционерам хорошую порцию разочарованного мата: «Вяжетесь к честным людям! Лучше бы вон нариков ловили!» Сказано сие было гораздо красочнее – и тому есть свидетели. Самый разочарованный, самый горестный мат на свете – юридически это все равно мелкое хулиганство. Потому ничего не оставалось делать Орлову и Наумову, как взять матерщинника под белы руки – и отвезти в отдел.
Там, в дознавательской комнате предложили хлопцу выложить все из карманов: ночь ему предстояло провести в милиции, в камере для административно задержанных (КАЗ), а утром отправляться в суд. «Знаю я вас, ментов! Вам вещи выложи – потом половины не досчитаешься! И вообще так не делается: представьтесь, понятых пригласите!» - речь задержанного по-прежнему была пересыпана мелким хулиганством. Пришлось применить силу (ст. 13 Федерального закона «О милиции»). Задержанного досмотрели, карманы его опорожнили. «Я себя изувечу, а на вас в прокуратуру напишу! Будете знать!» Привычные к такого сорта угрозам, постовые не отреагировали. Просто водворили парня в КАЗ – да и уехали дальше порядок охранять.
Через несколько дней они узнали, что в их отношении возбуждено уголовное дело… «Оклеветал!» – дружно заявили милиционеры на следствии, и на суде вины своей не признали: дескать, как обещал, так и сделал, сам себе почку отшиб, а на нас сваливает! Этой версии парни придерживаются и до сих пор.
Кто наш герой?
Итак, посмотрели мы два фильма – одну драму о свирепых «оборотнях» и их безвинной жертве, и одну трагедию в стиле некоторых серий «Ментов» или «Убойной силы». Какой же из них «реалистичнее»?
А оба! Пикантную деталь мы приберегли до начала «обсуждения»: из 34 лет своей молодой жизни пострадавший Алексей 8 провел за решеткой. Три судимости у него – за кражи и хулиганство. Отсюда и приблатненные понты (серьезный жулик ни за что себе не позволит заедаться с ментами из-за ерунды, а «баклан» никогда не ведет себя иначе). Отсюда и его «юридическая грамотность»: вы, дескать, менты, все воры, да понятых давайте, да «нариков» ловите, а я-де, с понтом, честный… То бишь закатил парень блюстителям истерику по всем зэковским правилам, хорошо хоть рубаху на груди не рвал, с него бы сталось. И получил, что просил: серию ударов по почкам и вывернутую ногу. После чего, кстати, уже не выпендривался: сам это признает. Сразу, чтобы не возвращаться, опровергнем «мазохистскую» версию: дескать сам себе по почкам настучал, мусорам назло. Дело в том, что болезнь почек у Алексея хроническая, так что вряд ли он решился бы действовать по принципу «назло бабушке уши отморожу». Для симметрии опровергнем и встречную, звучавшую в кулуарах версию: дескать, хотели милиционеры свою злосчастную жертву ограбить, потому-то и досмотр в отдельной комнате без понятых затеяли (кстати, действительно грубейшее нарушение закона)… Не то чтобы так вообще быть не могло, но… не так это обычно делается, да и клиент не тот, его ограбь – проблем не оберешься.
Так что примем изначальную версию: судимый-пересудимый «баклан» нахамил блюстителям, обиженные блюстители превысили свою власть.
Как превышают ее в каждом фильме герои всех культовых детективных сериалов, герои, которыми мы восхищаемся. Как превышают ее на каждом шагу положительные герои наших любимых детективных книг. Как хотите, а не лишена ситуация некоторого комизма: возмущаемся в жизни тем, чем восхищаемся в кино. Какая же позиция правильнее? А обе одинаково! Не будем строить иллюзий: ни в одной полиции мира, не только у нас, святых не держат. Делать в полиции (хоть милицией ее назови, хоть карабинерами, как в Италии, хоть еще как) святым нечего! Добротой и словом Божьим еще ни одного уголовника не перевоспитали, равно как и уличного архаровца. И преступление, в котором обвинены молодые милиционеры, названные здесь Орловым и Наумовым, не «оборотническое». Часто наоборот, об излишнем усердии свидетельствует. Качестве, которое нужно бы поощрять, а не в тюрьму за него сажать…
Но и то верно, что милицейского беспредела, хотя бы и из лучших побуждений, допускать нельзя. А следовало бы, наверное, ужесточить наказания за оскорбление представителей власти, пусть и с сержантскими погонами. Чтобы каждый любитель подискутировать с властью на повышенных тонах знал: вякнешь – ответишь, и ответишь всерьез. Тогда и милиционерам не потребуется полномочия превышать на ровном месте. А кто превысит – пусть сам отвечает. И тоже всерьез…
Сейчас кое-где от милиционеров требуют в приказном порядке возбуждать дела по 319 статье УК – за оскорбление представителя власти при исполнении. Послал мента куда подальше – получай ежели и не срок, то судимость. Не такой уж и неверный подход, если вдуматься…
Игорь ГРАЧ.

Следите за нашими новостями в удобном формате