Худущий, в чем душа держится, молодой парень нетерпеливо переминался с ноги на ногу. Черт возьми, все уже договорено, товар на месте, а клиент все не подходит. Так серьезные дела не делаются! Тем временем человек постарше и посолиднее поглядывал на часы. Что-то не срасталось: и ордер на арест в кармане, и клиент уже на месте, вот-вот уйдет - а группы захвата все нет. Человек потянулся к мобильному телефону… "Он как? - прозвучало из трубки. - Здоровый, нет? Один задержишь?" Человек критически оглядел свою потенциальную жертву. Рост, конечно, под два метра, но, как большинство наркоманов, худ, как скелет, движения вялые… "Ладно, один так один!" В конце концов, опер со стажем, прошедший Чечню, и не такие виды видывал. Человек двинулся в сторону "клиента", который, кажется, начинал уже терять терпение…
Народное сопротивление в действии
- Это было нечто! - рассказывал со смехом опер. - Кручу его, а он не крутится. Ломаю, а он не ломается. Удары расслабляющие наношу, а он мне. Белый день, оживленная улица, катаемся по тротуару зевакам на радость. А мне и браслеты не достать…
Тем временем к дерущимся подошла компания юношей-тинейджеров. Юноши как юноши, лица ничем особо интеллектуальным не обезображены, бутылки пива в руках. Долго наслаждались ребята схваткой, покуда один из них не подошел к сцепившимся противникам и не произнес совершенно спокойным голосом: "Дядь, тебе помочь?" - "Если не трудно!" - "Ну, подожди чуток!"
Пока ребята допивали свое пиво, делу правосудия стало совсем худо. Верткий, как уж, верзила сумел выскользнуть из объятий сыщика и рванул вдоль улицы. Парни, аккуратно поставив на землю допитые бутылки, встали на его пути, так же аккуратно уложили на землю, окружили… Запыхавшийся опер наконец надел на супостата наручники. "Спасибо, мужики!" - "Кому хоть помогаем-то?" - "Наркоконтроль!" - "О! Дело святое! Нариков давить надо!" - обрадовались пацаны, после чего с удовольствием отвесили жертве "народного гнева" парочку пинков. Затем, тепло простившись с опером, двинулись восвояси… А тот с окольцованной жертвою - в ближайший отдел милиции. "Я его потом спросил, чего сопротивляться-то вздумал. Оказалось, что он в федеральном розыске".
А о том, как ему помогали, сыщик с удовольствием рассказывал. Да и как тут не порадоваться: в кои-то веки не выдуманные комсомольцы из лубочных совковых кинофильмов, а реальные, из плоти и крови, уличные шпанята проявили свою гражданскую позицию… Вот оно, долгожданное народное сопротивление наркоагрессии!
Минувший год в анекдотах
Не будем впадать в пафос: рассказанная нами история не претендует на что-то более глобальное, чем интермедия старого цирка - с тумаками, пощечинами и крупнозернистым юмором Бима и Бома. Ни о каких "тенденциях", ни о каком "повышении престижа правоохранительных органов" речи не идет. И помянули мы ее потому лишь, что при подведении "наркоитогов" уходящего года показалось оно нам подходящим для "Гран-при" в номинации "Самое народное задержание года". Хотя достаточно у него и конкурентов: более трех десятков точек ликвидированы по сообщениям граждан… Но нажаловаться по телефону - одно дело, а пособить оперу в его работе - другое…
Самое артистическое задержание года - это, несомненно, арест бывшей саровской "мисски" Татьяны Ломиноги. Дедушка Мороз явился к ней в новогоднюю ночь в полном облачении - и в качестве подарка вручил ей ордер на обыск. Три сотни граммов веществ амфетаминовой группы изъяли саровские опера у наркоторговки. Операм не открыла бы. А Деда Мороза впустила не задумавшись…
Самое интеллектуальное задержание года, как нам кажется, арест бывшего чемпиона России по плаванию Ильи Анисимова. 27 кустов элитной конопли вырастил парень в снятой под оранжерею квартире. Когда спросили его, куда ему столько, заявил он ничтоже сумняшеся: "Научный эксперимент!" Половина обвинительного заключения Ильи - ботанический трактат, хоть в сельхозакадемию его представляй: мужские растения… женские… прополка… воздушные корни… короче, без специального образования не разберешь. Что ж, на зонах есть подсобные хозяйства - не дадут "хозяева" таланту сгинуть!
На титул самого юного "наркодарования" года претендуют, пожалуй, двое. Летом была задержана 12-летняя борская цыганочка Аленка, пытавшаяся продать 200 с лишним граммов героина в Сормовском районе Нижнего; через час после "куколки" была задержана ее "патронесса", 19-летняя Рузина, она же - Злота Коломпири. Недавно Сормовский райсуд выдал Злоте 8 лет колонии. Впрочем, о Злоте и ее юной помощнице мы в январе расскажем отдельно: тема того стоит…
Конкуренцию Алене составил 9-летний Артурчик, тоже цыган и тоже с Бора. Мальчишку задержали в такси-нарковозе со 102 граммами героина. Задержавшим его операм наркоконтроля парнишка заявил буквально следующее: "Нашел пакет, что в нем - не знаю, и вообще это не мое". Эту песню цыганские дети разучивают лет с шести вместо "В лесу родилась елочка"…
На Бору же произошло и самое громкое задержание: после длительных разработок была ликвидирована организованная преступная группа, возглавляемая Мартой Орловской: неграмотную цыганочку впору прозвать "Мартой Хари", настолько толково выстроила она свой бизнес. Теперь и она, и полтора десятка ее "подчиненных", среди которых почти десяток водителей такси, предстанут перед судом.
Впрочем, и у Марточки конкуренты есть, да еще какие! Дело оперативников антинаркотической ОРЧ-8 Нижегородского ГУВД, задержанных за "оборотничество", по нашим данным, продолжает разрастаться, количество фигурантов перевалило за десяток. Однако это дело, пожалуй, мы на будущий год "номинируем"…
О самом дурацком задержании мы писали: Михаил Павловский, пожалев попавшуюся на сбыте сожительницу, а паче того уходящие миллионы, предложил оперу ФСКН взятку в полмиллиона рублей. Опер радостно оформил Мише 291-ю статью УК "Попытка дачи взятки должностному лицу", а уже после ареста Михаил сдал сыщикам два схрона с более чем приличным количеством наркотика. Пятьсот тысяч рублей, кстати сказать, сумма не рекордная: несколько лет назад арзамасская наркоторговка Лариса Мацкевич предложила задержавшим ее сыщикам полтора миллиона рублей, а два года назад Егор Москвичев из Ольгина заявил (не предлагая), что у него есть 10 "лишних лимонов". О нем, впрочем, тоже разговор может быть и отдельный...
Кстати, приговор Павловскому и его подельникам (там тоже ОПГ) будет вынесен буквально на днях.
И, наконец, самое "вкусное" задержание. Этих тоже два было: сперва накрыли наркодельца в импровизированном общежитии таджикских гастарбайтеров, изготавливающих хамсу: мыши с нее пробу снимали и тоже, кажется, были недовольны, брезговали. А во-вторых, накрыли притон, содержавшийся семьей неких Щелыканцевых в Приокском районе. Там, напомним, бизнес семейный. Так, одна из сестер, наркоманка, больная гепатитом и чем-то еще, работает (кажется, и до сих пор) на мясокомбинате, пельмени лепит. Не знаю, как мыши, а люди их едят… Впрочем, вот уж у кого конкурентов… Да каждый нарик в потенциале!
Таковы итоги минувшего года. Анекдотические и страшные…
Что год грядущий нам готовит…
А грядущий год готовит нам следующее: с января в течение первого полугодия аналитическая страница "Над пропастью" будет выходить регулярно. Таким образом у нас появится возможность рассказать не только о криминальной составляющей наркоагрессии, но и обо всем комплексе "наркотических" проблем. Наша страна, да и не только наша, живет сейчас в положении осажденной крепости. Слишком крупные деньги крутятся в наркобизнесе, слишком серьезные люди заинтересованы в том, чтобы отрава продавалась и реализовывалась. Правоохранительные органы в одиночку не смогут ничего сделать, как ни старайся. Поэтому профилактика наркомании, возвращение к жизни тех, кто попал в беду, изоляция тех, кто беду и бедой не считает, - это задача задач. И решать ее следует всем нам вместе. Как решать, кого слушать, а кого не стоит, какие существуют программы борьбы с угрозой, кто и как наживается на наших слезах и слезах детей наших - обо всем этом мы и попробуем поразмышлять в нашей новой рубрике.
До встречи в новом году!