Отсюда начиналась война

Отсюда начиналась война

Прямой поезд от Нижнего до Бреста ходит два раза в неделю. Пришлось ехать через Москву, и в голове, конечно же, крутилась знаменитая песенка военного корреспондента: «От Москвы до Бреста нет такого места, где бы не скитались мы в пыли, с «лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом сквозь огонь и воду мы прошли…» И вот он, Брест. И здесь, на залитых кровью его защитников руинах сразу становится не до шуток. Ступаешь на священную землю и понимаешь: отсюда начиналась война…
Цитадель
Величие подвига народа-победителя по своим параметрам кажется таким огромным. А цитадель легендарной Брестской крепости, если не считать центрального монумента и стометрового штыка-обелиска, предстает перед нами небольшой территорией - за час можно неспешно пешком обойти.
Речка Мухавец, на рукавах и каналах которой разместились легендарные острова с военными укреплениями, где шли бои, сейчас мирно отражает зелень берегов. Старые плакучие ивы, свидетели героических событий, склонили над водой свои кудрявые головы.
Сама крепость, с ее знаменитыми Тереспольскими, Трехарочными, Холмскими воротами, оживляет картины, которые мы видели в кино. Отсюда вот, из Холмских, из самой цитадели, отпускали защитники крепости свои семьи во вражеский плен. Здесь, у сохранивших красоту Тереспольских ворот, в западной части, велись самые ожесточенные бои. На стене - каменная табличка, слова которой сразу врезаются в память: три тройки - 333-й стрелковый полк сражался тут до последнего, выполняя воинский долг. Именно здесь в самом начале войны было приостановлено продвижение передового отряда противника.
Помним из истории - отпором врагу руководили начальник девятой заставы лейтенант А.М.Кижеватов, лейтенанты А.Е.Потапов и А.С.Санин. С ними были женщины и дети. По истечении двух суток, когда стало ясно, что подкрепления не будет, командиры приняли решение отправить членов семей в плен. На свою «лейку» заснял этот момент вражеский корреспондент, и пронзительное фото есть сейчас в музее на территории крепости.
Прорыв через Тереспольский мост не удался, здесь погибли очень многие. Кижеватов, не покинувший место обороны, посмертно удостоен звания героя Советского Союза.
Отдельно обходим Кор-
бинское укрепление, подковообразный редут с казематами и пороховыми погребами. В Восточном форте вели бой четыре сотни героев. Майор Гаврилов 44-го стрелкового полка целую неделю держал оборону вплоть до бомбовых ударов и сверхмощной бомбы весом 1800 кг. Герой Советского Союза П.М.Гаврилов был пленен только 23 июля.
Неизвестные герои
В братском захоронении тысяча могил. Фашисты в дальнейшем проводили тут расстрелы. С именами - всех не сосчитаешь - около двухсот. Другие с надписью: «Неизвестный». Новый памятник воинам-пограничникам, поставленный в 2011 году, в композицию свою включил не только фигуры солдат, но и матери с ребенком, на коленях которой убитый или раненый защитник крепости. А на тыльной стороне главного монумента, прямо на каменном знамени выбиты барельефы с героическими сюжетами.
Здесь, у этих камней, заросших травой, утонувших в земляных валах, стараешься представить их, исхудавших, израненных, но не сдавшихся врагу. Двадцатилетние лейтенанты, впервые принявшие командование. Юные солдаты, гражданское население, имена многих из них до сих пор не установлены.
Медальоны находили в руинах с незаполненными листами. Не успели бойцы передать потомкам свои имена. В память героев идет служба в отреставрированном Свято-Николаевском гарнизонном храме, довоенном клубе, где когда-то крутили кино.
Родину не посрамили
Сейчас в центре цитадели - реставрация, рабочие очищают рельеф и тарахтят бетономешалками. Но у памятника возле Вечного огня продолжают стоять на посту, сменяя друг друга, юнармейцы. Не смолкает печальная мелодия - «Грезы» Шумана.
Неизвестные солдаты, умирая, но не сдаваясь, писали на стенах крепости, в казематах и подпольях свои завещания. Выпиленные и бережно хранимые куски тех стен находятся в музее. Одно такое свидетельство подвига найдено в 1958 году и особо трогает душу. На стене подвала Белого дворца, незаконченное, нацарапано: «Умираю, не срамя…» Русский солдатик не подбирал слов и не искал красивых фраз. Первыми найдены в 1949 году надписи в развалинах казармы Брестских ворот: «Умрем, но из крепости не уйдем», «Нас было трое, нам было трудно, но мы не пали духом и умираем как герои», у Тереспольской башни, возле амбразуры, обращенной на запад. Число: «26 июня 1941 года». Останки солдат при раскопках находили здесь вплоть до семидесятых, когда строился мемориал Главного входа на месте боев 98-го отдельного противотанкового дивизиона, рядом - фундамент его казармы. Отсюда, сквозь пробоину символической стены в виде огромной звезды в эти дни прикоснуться к истории страны потоком идут наши современники.
Камни не молчат
Оживают легенды, передающиеся из уст в уста. О мальчишках, приносивших воду бойцам, запертым в блокаде. Казалось бы, вот он, ров с живительной влагой. Прямо со стены достать. И понимаешь, что склон просто залит кровью. Еще один памятник так и называется «Жажда», возле него всегда люди, а в каску, которую зажал в руке гибнущий солдат, туристы кладут цветы. Рассказывают и о женщине, образ которой воплощали в кино. Как тень выходила она из-за холмов и развалин, стреляла в немцев и снова хоронилась в камнях и подвалах. Прикасаешься к холодному камню и кажется, он обжигает руку памятью, которую хранит.
Два знамени крепости - в экспозиции музея обороны. Идем туда, где нашли одно из них в тайнике казематов Восточного форта. Младший сержант Семенюк спрятал знамя от фашистов, и только в 1956 году откопал, когда, как и мы, посетил Брест. Знамя, завернутое в чехол и засыпанное землей, схоронили прямо перед носом ворвавшегося врага. Взрывная волна контузила Семенюка, он попал в плен, но реликвию спас. Другое знамя нашли с останками воина в казарме 33-го инженерного полка.
Нет, камни не молчат. Здесь, у ив и разрушенных останков укреплений, можно подолгу стоять, вслушиваясь в голоса птиц и детей, что бегают по дорожкам, невзирая на надпись: «По руинам не ходить». Здесь кожей ощущаешь то, что хотели донести до нас молодые ребята, с кого начиналась страшная Великая Отечественная война.
- А этот фонарь настоящий? - неожиданно возвращает нас в реальность юный голосок. Поднимаем головы - под крышей, возле проржавевшего репродуктора, разбитый, почерневший плафон с железной крышкой.
Что приглядываться. Здесь все настоящее.
Вера Чеботарева. Фото Автора.

Следите за нашими новостями в удобном формате