Когда-то мы хорошо знали имена композиторов и поэтов-песенников. На концертах, в телевизионных шоу, вроде той же «Песни года», и при трансляции по радио имена авторов объявлялись в обязательном порядке. Не захочешь - запомнишь! Сейчас песни больше ассоциируются с именами исполнителей. А ведь популярность любому шлягеру, кроме композитора, создает и поэт.
Среди таких поэтов - Евгений Муравьев, один из самых востребованных авторов, вошедший в десятку известных и популярных современных поэтов-песенников России. Это он - создатель стихов для хитов Пугачевой «Речной трамвайчик» и «Широка река» Надежды Кадышевой, «Петербург-Ленинград» для дуэта Гурченко и Моисеева, «Четыре лапы, влажный нос» для телесериала о Мухтаре. А еще Евгений Муравьев – автор либретто мюзиклов, которые поставлены в тридцати городах страны, включая Нижний Новгород и Дзержинск.
Мюзикл – это всерьез
- Евгений Иванович, сейчас вы успешно работает в новом для себя жанре - создаете либретто музыкальных спектаклей, которые идут в нижегородских театрах. Нам стало известно, артисты КМТ имени Степанова и режиссер Сергей Сметанин приступают к репетициям мюзикла Кима Брейтбурга «Парижские тайны» на ваше либретто. Чем же заинтриговал вас театр, заставивший обратиться к жанру мюзикла и оперетты?
- Театральные проекты позволили расширить диапазон возможных тем, уйти от «радийного» формата и хронометража песен, выстроить свою историю. Хороший спектакль может стоять в репертуаре театра годами, и люди на него будут ходить и ходить. Например, мюзиклы «Казанова» и «Леонардо» в нижегородской «Комедии», которые мы написали с композитором Кимом Брейтбургом, некоторые люди посмотрели по многу раз. Для авторов это лестно: значит, получилось так, как мы хотели. А век песни, увы, короток. Считанным единицам удается продержаться в эфире несколько месяцев, и тут же им на смену идут другие. Что уж говорить о песнях, которые останутся в памяти на года...
- Как поэт-песенник вы создали с композитором Кимом Брейтбургом немало хитов, которые исполняют звезды отечественной эстрады. А в жанре мюзикла давно сотрудничаете с маэстро?
- Все началось восемь лет назад с нашего с Кимом Брейтбургом мюзикла «Леонардо», который вот уже семь сезонов на аншлагах идет в Нижегородской «Комедии». Рано или поздно мы все перерастаем самих себя, и хочется нового, хочется развития. Поэтому путь от написания песен к созданию мюзиклов был для меня естественным. В мюзиклах меньше границ, чем в песенном жанре, больше возможностей высказаться . На данный момент в моем портфеле больше двадцати мюзиклов, как взрослых, так и детских, в том числе недавно созданные «Парижские тайны».
Акцент - на любовь и приключения
- Кстати, о «Парижских тайнах». Если обратиться к первоисточнику, одноименному авантюрному роману Эжена Сю, в нем тысяча страниц и десятки персонажей. Создавая либретто, что вы положили в его основу, чем пожертвовали, что сохранили?
- Мы стремились сохранить любовно-приключенческую линию романа. Развивая и слегка ее изменяя, мы попытались частично высветить и те социальные проблемы, о которых писал Эжен Сю.
- В одном интервью вы подчеркнули, что приступая к работе над либретто, специально побывали в современном Париже. Каким его увидели, какие ассоциации возникли с Парижем эпохи пресловутых «тайн»?
- Париж всегда останется Парижем, какими бы глазами на него ни смотрели. Великий город! И у каждого он свой. В свой первый визит я открывал для себя Париж времен мушкетеров и королей, Париж бульваров и улочек, Лувра, Собора Парижской Богоматери. Потом были и Монмартр, и Пляс Пигаль, и Сакре-Кёр... Вот они уже ближе к эпохе «Парижских тайн». Там не нужно было искать ассоциаций: в Париже многое бережно сохранено, и в этой обстановке совсем легко представить героев.
- На премьере мюзикла в Нижегородском Камерном музыкальном театре зрители старшего поколения наверняка вспомнят легендарный фильм-экшен «Парижские тайны» с Жаном Маре в главной роли. Вы сохранили динамику и насыщенность действия в своем либретто?
- И динамика, и романтизм, и авантюризм – все это есть и в нашем мюзикле.
- В романе Эжена Сю нет хэппи-энда. Интересно, какой финал вы создали вместе с Брейтбургом?
- Ну, как вы понимаете, на этот вопрос я отвечать сейчас не стану. Приходите на мюзикл и увидите всё сами! Скажу лишь, что, как известно, настоящая любовь способна на многое…
Пришел «с улицы» - и пришелся ко двору
- Евгений Иванович, двадцать лет назад с песни «Ее Высочество», созданной для Ирины Аллегровой, вы успешно начали сотрудничать с композиторами и певцами. Трудно было стать «своим» в отечественном шоу-бизнесе?
- Везде добиваться успеха трудно, в любой ипостаси. Кроме труда и способностей всегда хорошо иметь каплю везения в запасе, чтоб оказаться в нужное время в нужном месте с человеком, с которым ты настроен на одну волну. И потом, разовый успех мимолетен, необходимо держать форму, и быть достаточно ироничным человеком по отношению к себе и тому, что делаешь. Иначе легко сорваться. А каждая песня - забег на короткую дистанцию. С каждой новой работой нужно начинать все с нуля и доказывать свою состоятельность опять и опять. Игра в былые заслуги - дорога в никуда. Мне повезло на хороших и талантливых людей, с которыми я работал и продолжаю работать, дружен с ними до сих пор. Более того, я благодарен им, что они появились в моей жизни. Это Ирина Аллегрова, впервые спевшая «Ее Высочество» и записавшая потом еще около пятидесяти моих песен; Игорь Крутой, в соавторстве с которым сочинены хиты «Речной трамвайчик» и «Ты знаешь, мама»; Ким Брейтбург, создавший хит «Петербург-Ленинград» и многие другие композиторы и исполнители. Пишу песни исполнителям разных стилей, пишу о любви, о жизни, о судьбе, отдельно для каждого певца или певицы, стараясь понять, какие они, чем живут, что близко и дорого только им.
- А как вы стали поэтом-песенником?
- Никогда не думал, что буду писать песни. Тем более что начну этим заниматься в 34 года. Стихами я, как и многие, наверное, грешил только на ученической скамье, писал для школьных КВНов, а дальше наши пути с поэзией разошлись. И вот, однажды, наслушавшись всего, что рекой лилось с магнитофонных кассет и звучало в радиоэфирах, решил, что смогу написать стихи не хуже. Сочинив на пробу двадцать пять текстов, решил их показать кому-нибудь из композиторов. В мае 1995 года, находясь проездом в Москве и узнав заранее окольными путями адреса офисов Игоря Крутого и Аркадия Укупника, оставил там свои опусы. Каково же было мое удивление, когда спустя пять месяцев в моей квартире раздался телефонный звонок. Игорь Крутой пригласил меня подъехать в Москву, чтобы подписать первые договоры на мои песни: из той подборки он отложил для себя больше половины текстов. А потом к ним добавились еще несколько, которые уже выбрал Аркадий Укупник. Когда я рассказываю эту историю, мне не всегда верят: явился человек с улицы, оставил композиторам тексты, потом ему позвонили и предложили сотрудничать.
- Песни на ваши стихи сейчас в репертуаре многих звезд отечественной эстрады, только мужчин в этом списке мало. Почему?
-Увы, мужчин на эстраде вообще мало. Я имею в виду настоящих, брутальных, мачо. Мальчиковые коллективы не в счет - в большинстве случаев они пишут сами для себя и вполне довольны тем, что получается. Поэтому остаются женщины. Да и мне просто нравится для них писать - палитра женских эмоций гораздо богаче.
Мария Федотова, Владимир Шлыков.
Справка «НН»
Российский поэт-песенник Евгений Иванович Муравьев родился в Казани. Отлично учился в школе, окончил училище гражданской авиации и с красным дипломом Казанский авиационный институт. Профессионально занимается поэзией с 1995 года. Его стихи положили на музыку многие известные композиторы, ставшие хитами в исполнении Ирины Аллегровой, Аллы Пугачевой, Людмилы Гурченко, Борис Моисеева, Филиппа Киркорова, Софии Ротару, Алены Апиной, Ирины Понаровской, Кати Лель, Дианы Гурцкой. Песни на стихи Евгения Муравьева звучат в ряде отечественных фильмов.
С 2010 года поэт активно и успешно работает в новом для себя жанре – создает либретто для мюзиклов. Многократный лауреат фестивалей «Песня года», «Новые песни о главном», «Шансон года».