Москва, Лос-Анджелес и немного Донецка

Москва, Лос-Анджелес и немного Донецка

Всю свою спортивную жизнь Олег ТВЕРДОВСКИЙ, что называется, опровергает устоявшиеся мнения. Он на своем примере доказал, что и в южном Донецке, где хоккей никогда не был в особом фаворе, может вырасти хоккеист экстра-класса. Для начала органично вписался в команду мастеров "Крылья Советов", где, несмотря на молодость, вскоре стал одним из лидеров. Затем в Национальной хоккейной лиге добился таких успехов, о которых многие российские хоккеисты могут лишь мечтать: Твердовскому дважды довелось держать в своих руках Кубок Стэнли - главный трофей в профессиональном хоккейном мире! И даже его, казалось бы, бесславное возвращение (из-за конфликта с главным тренером "Кингз" Марком Крофордом хоккеист летом 2007 года расторг действующий контракт в НХЛ) обернулось очередным триумфом - подписанием пятилетнего договора с самым дорогим российским клубом - уфимским "Салаватом Юлаевым", ставшим чемпионом страны.
Город, в котором можно затеряться
- Олег, если перечислять те города, в которых вам пришлось побывать в силу профессиональной деятельности, то получится приличный географический справочник. А какие места можете назвать по-настоящему родными?
- Действительно, так сложилось, что долго на одном месте мне жить не приходится. Но своеобразной "базой" нашей семьи остается Москва. У меня и супруга Наташа родом из российской столицы, и квартира у нас там. Понятно, что в течение года мы живем в том городе, где я играю. Сейчас, например, это Уфа. Но каждое лето бываем в Москве, и, думаю, когда моя хоккейная карьера закончится, большую часть времени будем проводить именно там.
- Москва стала "вашим городом" за те три года, которые вы играли в столичных "Крыльях Советов"?
- Нет, гораздо позже. Когда меня совсем молодым мальчишкой пригласили в "Крылышки", собственно в город я редко выбирался. Команда базировалась в Серебряном Бору, в основном игры, тренировки, выходные случались редко, а летом я возвращался домой, в Донецк. Но за это время в Москве у меня появилось очень много друзей, и, перебравшись за океан в НХЛ, летом я с удовольствием приезжал с ними пообщаться. Проводил в российской столице два-три месяца. Вначале снимал квартиру, потом, когда появилась жена, мы приобрели свой "угол".
- На мой взгляд, Москва - не то место, где известный хоккеист может полноценно отдохнуть от напряженного сезона, сопряженного с постоянным вниманием болельщиков и журналистов.
- Возможно, но когда проводишь столько времени за границей, особенно сильно хочется на родину, к друзьям, к тем людям, с которыми знаком и можешь говорить на родном языке. Пожалуй, полноценное общение - это единственное, чего не хватало мне в Северной Америке. А что касается суетности мегаполиса, то в Москве очень легко затеряться. Наверное, хоккеисты еще не такие публичные люди, чтобы их узнавали на улице на каждом шагу. (Смеется.) Знают все-таки больше по фамилии. В этом плане я чувствую себя в Москве совершенно спокойно. К тому же не обязательно сидеть в городе. К примеру, нынешний Новый год мы встречали у друзей за городом. Получился настоящий российский праздник с елками и фейерверком.
- У ваших родителей отношение к Москве такое же, как и у вас?
- Они, конечно, навещали меня, когда я три года играл за "Крылья Советов", но, на мой взгляд, Москва для них родной все-таки не стала. Жить там со мной постоянно родители не могли, поскольку, во-первых, работали, а во-вторых, занимались воспитанием моей младшей сестры, которая ходила в школу. Потом был еще один период, когда им (уже без меня) пришлось полгода жить в Москве, пока оформлялись документы на их переезд в США. Чтобы получить вид на жительство, моим родителям, к тому моменту находившимся в Америке по туристической визе, нужно было на какое-то время выехать из страны. Мы решили, что им лучше будет в Москве, чем в Донецке. Все-таки у меня там много друзей, которые могли помочь в любой ситуации.
На берегу океана
- Ваши московские симпатии подразумевают, что в перспективе вы окончательно поселитесь именно в российской столице?
- Не совсем так. И у меня, и у супруги, и у нашего сына Данилы американское гражданство. Мы давно, что называется, пустили корни в Лос-Анджелесе, где сейчас живут и мои родители. С этим городом я познакомился еще тогда, когда отправился играть за "Майти Дакс". Жил в Анахайме, пригороде Лос-Анджелеса, расположенном в получасе езды (это по нашим меркам совсем рядом). Потом довелось играть и за "Лос-Анджелес Кингз", но даже когда при смене клуба приходилось переезжать в другие города, в Лос-Анджелесе у меня всегда оставался дом, куда я и возвращался. Там, кстати, тоже очень много русскоговорящих знакомых, возможно, и поэтому моя "вторая родина" именно там.
- А еще чем приглянулось вам побережье Тихого океана?
- Самым лучшим климатом на земле, по крайней мере из тех краев, где мне довелось бывать. Здоровый воздух, практически нет зимы! Не то чтобы я не люблю зиму, просто всегда приятно, когда светит солнце и рядом океан. А самая низкая температура + 10 градусов. И плюс это первое место, куда я приехал в Америку.
- Хотите сказать, как первая любовь?
- Да, я сразу влюбился в Лос-Анджелес. В него, наверно, нельзя не влюбиться! Огромный город, совершенно не похожий на традиционный мегаполис. В нем есть и бизнес-центр, в который люди приезжают на работу (хоккейный стадион, кстати, находится там же), а спальные районы разбросаны по окраинам так, что можно жить как в тихой спокойной деревне. Я уверен, что для семьи, для выращивания детей это место подходит идеально.
Там, где торжествует футбол
- Вы для себя Россию не отметаете, но подчеркиваете, что ваши родители остаются в Америке. Они, в отличие от вас, не хотят жить, скажем так, на два дома?
- Как говорится, родина есть родина, тем более для нас - людей еще того, советского воспитания. Естественно, это навсегда останется внутри. Америка - это их дом для нынешнего существования и как минимум на ближайшую перспективу. Они уже достигли пенсионного возраста и сейчас просто наслаждаются жизнью, ну и помогают моей сестренке встать на ноги. Она заканчивает колледж, получает достаточно престижную профессию - биолог-криминалист. Даст бог, будет все нормально.
- Родной Донецк вниманием не балуете?
- Родители, у которых там много друзей и родни, каждый год туда ездят и проводят по нескольку недель. Меня этот город тянет, конечно, меньше, ведь уехав оттуда в 15 лет, я особо много друзей завести не успел. Разве что родственники - двоюродные братья (дети папиных брата и сестры). К тому же, насколько я знаю, в Донецке хоккея уже нет - ему не повезло. Зато по-прежнему есть очень известная футбольная команда "Шахтер", которая до сих пор играет на самом высоком уровне. Город, если можно так сказать, болеет футболом, а у меня, напротив, нет сумасшедшей любви к этому виду спорта. Когда-то выбрав хоккей, до сих пор считаю этот выбор правильным.
Взяла интервью Нина ШУМИЛОВА.

Крупный план
Олег ТВЕРДОВСКИЙ. Родился 18 мая 1976 года в Донецке (Украина). Заслуженный мастер спорта России. Выступал за команды "Крылья Советов" (1992 - 1994), "Анахайм Майти Дакс" (1994 - 1996, 1999 - 2002), "Виннипег Джетс" (1996), "Финикс Койотс" (1996 - 1999), "Нью-Джерси Дэвилз" (2003), "Авангард" (2003 - 2005), "Каролина Харрикейнз" (2005 - 2006), "Лос-Анджелес Кингз" (2006 - 2007). Последние два сезона играет за "Салават Юлаев" (Уфа).
Чемпион России (2004, 2008). Обладатель Кубка европейских чемпионов (2005). Бронзовый призер чемпионата МХЛ (1993). Признан самым ценным игроком и лучшим защитником чемпионата России в сезоне-2003/04.


Следите за нашими новостями в удобном формате