Трамвайная привязанность

Трамвайная привязанность

Пять часов утра. Борис Селиванов надевает свой оранжевый водительский жилет и занимает место в кабине. Просигналив, его трамвай выезжает из депо на маршрут. Начинается еще один нелегкий день, которых у Селиванова за 45 лет работы было предостаточно.
Водитель нижегородского трамвайного депо № 2 Борис Селиванов управляет вагонами с 1964 года, и в 71 год на пенсию еще не собирается. "Наша живая легенда и пример для молодежи", - говорят о Борисе Васильевиче в его родном депо.
- Коллектив относится к нему с огромным уважением, - рассказывает заместитель директора трамвайного депо № 2 по эксплуатации Светлана Ермакова. - Борис Васильевич не только опытный вагоновожатый, он прекрасно разбирается в устройстве трамвая. Он один из немногих, кто может грамотно составить заявку на ремонт вагона, да и сам способен устранить большинство неисправностей. Своим опытом ветеран щедро делится с нашей молодежью, помогает начинающим вагоновожатым лучше разобраться в тонкостях профессии.
- С трамваями связана вся моя жизнь, - улыбается Борис Селиванов. - Мой дед был одним из первых нижегородских вагоновожатых, так что, можно сказать, у нас трудовая династия. Сейчас что, работать - одно удовольствие, много современной электроники, водителю на рабочем месте гораздо комфортнее. Вот раньше вагоны, курсировавшие в городе в 60-х годах, приводились в движение с помощью увесистого рычага…
Нет в Нижнем Новгороде трамвайной линии, по которой бы Селиванов не возил пассажиров. Да и развивался этот электротранспорт на глазах ветерана: прокладывались новые линии, открывались трамвайные маршруты, происходило обновление подвижного состава. Работал он и на маршрутах № 9 и № 11, которых уже нет в городе, в последние годы водит свой вагон по маршруту Московский вокзал - Черный пруд. Трамвай № 1, по его словам, один из самых востребованных в областном центре.
- Знаю на маршруте каждый поворот, каждый стык, поэтому управлять легко. Другое дело, что нынче ситуация на дорогах заметно изменилась, большое количество машин заставляют и трамваи стоять в пробках. Теперь от вагоновожатого требуется максимальное внимание, ведь иные водители автомашин нередко и по рельсам норовят проехать.
Самый сложный участок, говорит ветеран, на улице Рождественской. Машины стоят впритык друг к другу, а то еще какой-нибудь нерадивый водитель оставит свой автомобиль на путях. В результате трамвай вынужден стоять и ждать, пока хозяин машины соизволит появиться и освободить путь вагону. Такие случаи на Рождественской происходят довольно часто, подчеркивает Борис Селиванов.
За восьмичасовой рабочий день, проведенный на оживленных транспортных магистралях Нижнего Новгорода, даже у куда более молодых водителей трамваев накапливается усталость. В свободное от работы время наш герой любит поиграть в шахматы и шашки. Летом обязательно выбирается на природу, в лес за грибами или к речке на рыбалку. Сын Бориса Васильевича выбрал профессию военного (служит в Подмосковье) и вряд ли когда-нибудь сядет в кабину трамвая. Разве что внуки продолжат дело деда, надеется ветеран.
Сергей БИШЛЕТОВ.

Следите за нашими новостями в удобном формате