В Нижнем Новгороде живет ярчайший литератор, пожалуй больше известный книгочеям всего мира, нежели нижегородцам. Елена Крюкова - тонкий поэт, титулованный прозаик, вдохновенный музыкант. Какие она устраивает творческие вечера! Но, конечно, тексты Елены Крюковой нужно знать. Это всегда откровение, потрясение, переворот - и долгое, активное послевкусие. Недавно она стала лауреатом очередной литературной премии - в честь известного писателя и философа Диаса Валеева в номинации «Абсолют», а буквально на днях вышла в финал литературной премии «Петроглиф» в «поэтической» номинации.
Мы предлагаем читателю познакомиться с писательницей Еленой Крюковой и ее произведениями.
Если ты рожден художником…
- Елена Николаевна, вы случайно родом не из нижегородских Крюковых-декабристов?
- Нет. Отец и весь его род - из Тулы, в свое время туляки Крюковы переселились в Донбасс и угнездились там в станице Марьевке Луганской области. Мой дед, Иван Иваныч, прошел Первую мировую и Гражданскую. Родились пятеро детей. Опять же, по легенде, маленького Кольку - моего будущего отца - хотели усыновить бездетные поляки, пан и пани Корвин-Круковские: проезжали мимо в тарантасе, белобрысый парнишка им глянулся; большие деньги Дуне предлагали. Не отдала. Хотя все семейство помирало с голоду.
А мать, Нина Степановна, и весь ее род - из Жигулей, из крестьян села Новый Буян Самарской губернии. Я написала об этом, о родных жигулевских крестьянах большой роман «Земля». И в работе, в физической и творческой, ощущаю всю жизнь себя ломовой лошадью, сильной и крепкой крестьянкой, а не изнеженной аристократкой. Хотя многие, особенно в юности, все пытали меня: «Ты из дворян? В тебе столько благородства! И нежности, и деликатности…» Да, я бываю нежной и деликатной. Но бываю и воином, солдатом. Жизнь - часто сражение. А бой не терпит мямлей.
- Ваши отец и супруг - художники. Среди ваших разнообразных художественных амплуа, быть может, и изобразительное искусство присутствует?
- Мое творческое амплуа - оно одно. Я пишу книги. Пишу свою музыку - словами. Попутно - мне нравится так жить - я обращаю свои книги в спектакли. Еще пишу песни на свои стихи.
Картины? Живопись? Я писала картины, когда вышла замуж за художника Владимира Фуфачева. Мы тогда жили в Москве и, наглядевшись на мужа и его друзей, я храбро малевала большие холсты. Красоту. Играющих рыб. Огромные солнечные цветы. Прозрачность воды. Звездное небо. Однажды попыталась написать ход омуля в ночном Байкале. Потом этот образ всплыл у меня в стихах.
Запросто стала бы художницей, если бы захотела. И не картины бы писала. Фрески! Я художник-фресковик. Монументалист. Мне это врождено. Может, от отца передалось. Может, просто люблю простор, ширь безбрежную! Если бы музыку писала - писала бы симфонии, оперы.
Музыкант делает искусство. Писатель делает искусство. Живописец, скульптор делают искусство. Они все художники. Неважно, какой ты избираешь язык искусства. Если ты рожден художником, искусство от тебя не убежит.
Создать книгу - как построить дом
- На одной из творческих встреч вы сказали, что писать книги - большое счастье. Поясните, пожалуйста, в чем заключается это счастье?
- Точно такое же, когда ты строишь, возводишь: дом, собор, даже крошечную хижину в лесу. Ты построил дом, в котором можно жить! В нем будут жить люди, если твой дом живой. Если он полон любви. На замесе ненависти дом не построишь. Он развалится. И жить в нем никто не захочет: страшно будет там жить. Поэтому я пишу книгу - читай: я люблю. Этот рабочий акт равновелик любви. Хотя жизнь состоит не из благостей и не из сдобных коврижек. «Большое счастье писать книги» - это не развлекаться, не наслаждаться, не играть в милые игрушки. Это счастье постоянного, тяжелого, часто даже неподъемного труда.
- Вы кажетесь очень жизнерадостным человеком. Но те книги, что мне довелось читать, вгоняли в глубочайшие скорбь и ужас. Так произошло, в частности, с «Беллоной», «Раем»… Как такое может быть?
- Когда Марию Каллас спросили, почему она поет только трагические партии, она ответила сердито: «Я трагическая певица!» Елене Образцовой, в чьем классе я работала аккомпаниатором, тоже гораздо больше удавались трагические Сантуцца, Азучена и Кармен, чем нежно-лирические героини и светло-праздничные романсы. Скорбь, ужас - это естественное переживание трагедии. Читая ужастик, вы не испытаете скорби: вы будете развлекательно щекотать свои нервы. А вот трагедия - древнейший жанр земной культуры. Сама жизнь в основе своей трагична: нам всем предстоит уйти с этой земли. Великий смысл жизни в том, что мы, живя внутри инферно, упоенно, мощно стремимся к радости.
Как мог роман «Беллона» о детях войны с фашистами стать праздничным и веселым? Как мог «Рай» - роман о созревании ребенка внутри матери, а мать идет по земле, выжженной последней войной, - быть радостным и счастливым? Искусство изначально тяготеет к трагедии. Бетховен, преодолевая трагедию глухоты, создал немало печальной музыки. Но он же и автор «Оды к радости».
А у меня в книгах немало счастливых солнечных страниц. В «Серафиме», в «Земле», в «Юродивой», в «Старых фотографиях»…
Моя Ода к радости - всегда со мной.
Мария Федотова.
На фото: Писать книги - большое счастье. И я жалею, что в сутках всего 24 часа!
Справка «НН»
Елена Николаевна Крюкова - русский поэт, прозаик, искусствовед, музыкант. Родилась в Самаре.
Окончила Московскую консерваторию (фортепиано, орган), Литературный институт им. Горького.
Живет в Нижнем Новгороде. Автор и куратор арт-проектов в России и за рубежом, искусствовед. Муж - известный художник Владимир Фуфачев.
К настоящему времени издано 32 тома сочинений Елены Крюковой - стихи и романы.
Член Союза писателей России. Лауреат множества престижных литературных премий.