Скоро в областном центре может дойти до того, что обманутых покупателей будет некому защищать. В мэрии города-миллионника специалистов по защите прав потребителей в принципе нет уже несколько лет. В Сормовском районе, считавшемся одним из лучших в отношении защиты прав потребителей, недавно уволился начальник отдела. Причина - изменение статуса структуры, в которой он работал. Вместо отделов защиты прав потребителей во многих районах Нижнего Новгорода появились секторы, и соответственно произошло ощутимое снижение заработной платы у сотрудников. Она теперь никак не отвечает количеству и сложности обращений граждан, которые растут пропорционально росту новых торговых площадей в областном центре.
Как стало известно корреспонденту "НН", такие отделы остались только в Советском и Автозаводском районах областного центра.
- За 2008 год досудебно по претензиям, подготовленным с нашей помощью, недобросовестная торговля и те, кто оказывает некачественные услуги, вернули гражданам 10 миллионов 784 тысячи рублей (в 2007-м - 4 миллиона 660 тысяч), - говорит начальник отдела защиты прав потребителей администрации Советского района Людмила Сафонова. - Кроме того, через суд потребители, которым мы оказали юридические консультации, получили за прошлый год еще 4,5 миллиона рублей (в 2007-м - 1 миллион 80 тысяч). В добровольном порядке, не доводя дело до суда, виновные фирмы выплатили потребителям 320 640 рублей неустойки за просрочку выполнения своих обязанностей (в 2007-м - 178 600).
Сегодня разве что высокий профессионализм и энтузиазм опытных сотрудников защиты прав потребителей в районных администрациях позволяет им справляться с валом обращений, который не имеет тенденций к снижению.
- За прошлый год мы вдвоем рассмотрели 4,5 тысячи письменных и устных обращений, - говорит начальник сектора по защите прав потребителей администрации Московского района Нижнего Новгорода Вера Бурченко. - А будь у нас три телефона вместо двух, обратившихся оказалось бы еще больше.
Раньше сотрудников структур ЗПП в районных администрациях консультировал антимонопольный комитет (ныне Федеральная антимонопольная служба), проводил информационные совещания городской комитет защиты прав потребителей, расформированный несколько лет назад, наконец, Госторгинспекция. Сейчас они в большинстве районов Нижнего Новгорода оказались пасынками, что не сулит ничего хорошего и самим потребителям: рекламаций на некачественный товар и неудовлетворительное обслуживание торговлей покупателей становится только больше с открытием новых магазинов.
Светлана ЗАГВОЗДИНА.