Евгений Скрипкин: «Всегда делай то, чего боишься»

Евгений Скрипкин: «Всегда делай то, чего боишься»

«Пару лет назад я решил, что с фильмами надо завязывать. Почему? Тебе говорят: «Вот здесь надо, чтобы гуси-лебеди полетели, тут - музыку, как у Тарантино, а вон там - похожую на Морриконе», - так что в итоге получается какой-то бессмысленный винегрет. Короче, я стал понимать, что делаю вещи, которыми не очень-то горжусь».
«Нижегородские новости» недавно рассказали о том, что экс-нижегородец Евгений Скрипкин создал уникальный в своем роде молодежный гимн родного города. Корреспондент «НН» пообщалась с композитором, написавшим музыку к десяткам популярных сериалов, узнала главный лайфхак для покорения столицы и расспросила о непростых буднях работы бок о бок со звездами.

В Москву - с «Дурой» наперевес
- Женя, двадцать лет назад вы с супругой, певицей Диной Тола-Талюк, сейчас известной под фамилией Мигдал, основали группу «Палата Люкс», записали альбом «Дура», а затем уехали в Москву и, по слухам, прекрасно там устроились. Как вы сумели осуществить великую нижегородскую мечту о покорении столицы?
- Правило простое: обычно принципиальные изменения в жизни происходят, когда ты делаешь то, чего боишься, - например, превозмогая себя, звонишь людям, которым страшно позвонить. Так, для того чтобы переехать в Москву, надо было связываться лично с тогдашним продюсером «Нашего радио» Михаилом Козыревым, а затем и с менеджментом Real Records. И я звонил, приезжал, договаривался.
В конце далекого 2002 года мы уехали с пожитками на двух новеньких «ГАЗелях», которые тогда перегоняли в Москву с автозавода. Первый год всей группой жили на съемной квартире… считая, что Real Records делают для нас недостаточно, и страдая от завышенных ожиданий. Сейчас-то я понимаю, что нормально они все делали: у нас регулярно были интересные съемки на Первом, в Лужниках играли, на СТС, пару раз снялись у Вани Урганта, который тогда работал на MTV... Но мы почему-то думали, что через год у каждого из нас должно было появиться по трехкомнатной квартире в Москве! Тем временем появилось много знакомых в музыкальной среде, и однажды мне сообщили, что молодой исполнитель Дима Билан собирает живой состав для работы на концертах. Я туда попал. А потом к нам на репетицию пришел Айзеншпис, и я его убедил, что ценник в 250 долларов за концерт каждому музыканту - справедливое вознаграждение за наш нелегкий труд. Отыграли мы презентацию первого билановского альбома «Ночной хулиган», получили гонорары - и тишина. А я-то уже настроился на регулярные заработки и даже мысленно начал тратить эти денежки! Через месяц надежда стала угасать, ждать было невыносимо, я раздобыл телефон Юрия Шмильевича, набрался смелости и позвонил ему с предложением о встрече, то есть снова проделал действия, для меня страшноватые. Встретились, познакомились, очень приятно пообщались. А в конце разговора Айзеншпис говорит: слушай, по 250 долларов за концерт вам платить мне экономически невыгодно (концерт Билана на тот момент стоил всего 700 - 1000 $), я, говорит, готов платить по сто. Я: «Ну сто так сто. Но тогда я меняю состав коллектива». Музыканты, кроме барабанщика, там были слабые...
- Слабые? У Билана?
- Ну Айзеншпис ведь не имел музыкального образования. Ему важнее было, чтобы на сцене люди вели себя ярко. Через пару месяцев был случай, когда мы впятером, вместе с активно танцующим и поющим Биланом, выступали на совершенно микроскопической сцене в каком-то казино, а Айзеншпис требовал, чтобы мы «двигались». Потом, в гримерке, глядя на нас обреченными глазами, он произнес: «Ну что вы, как мертвые? Культуры вам, блин, не хватает!» Посмеялись, конечно, - и эта фраза прочно вошла в наш музыкантский фольклор.
Атмосфера в коллективе была довольно демократичная. В аэропорты из офиса ездили в роскошном микроавтобусе - глубоко затонированные стекла, телевизор, салон в коже и дереве, впереди рядом с водителем Айзеншпис и мы за ним в креслах, расположенных, как в лимузине, по периметру. На гастролях у всех были хорошие одноместные номера. Не жизнь - мечта. Но через два года Айзеншписа не стало. С приходом Яны Рудковской началось резкое классовое разделение: у Билана по-прежнему «люксы» в лучших отелях, а у нас какие-нибудь двухместные в задрипанной гостиничке на окраине... Это меня в конце концов стало довольно сильно раздражать, к тому же появлялись амбиции композитора и автора песен, и я уволился.
- А как ты пустился в самостоятельное композиторское плавание?
- Благодаря знакомству на сборном концерте с клавишником Татьяны Овсиенко - Севой Саксоновым, который тогда писал аранжировки для «Бедной Насти». У меня, как говорится, загорелось, и он сказал: «Ну звони». Я названивал ему несколько месяцев, как минимум раз в неделю, просил познакомить с продюсером, передать мои демо, а у него постоянно не получалось нас состыковать. Но в итоге Сева организовал встречу, три из четырех моих инструментальных произведений понравились, и жизнь заиграла новыми красками. Со временем я начал писать все больше и больше песен как в фильмы, так и артистам.
Отчего бы не замахнуться на мюзикл?
- Какими своими работами ты гордишься?
- Песен написаны десятки. Одни из самых ярких - те, которые исполнил Тимур Родригес: «О тебе мечтал, Париж», «Скажи мне», «Увлечение» с Ани Лорак. «Валера» Афродиты - настоящий народный хит, она до сих пор поет ее и, кстати, продает себя именно как исполнительницу «Валеры», потому что больше ничего запоминающегося с тех пор не выпустила. Увы, эта история развалилась, скажем так, из-за корысти ее близких людей. Много моих песен спели звезды украинской эстрады. А мою новую песню «До завтра» блестяще исполнила, пожалуй, самая амбициозная нижегородская певица Наталья Иванова.
- Ты недавно написал посвященную Нижнему Новгороду песню и записал ее с группой ViVA. Что дальше?
- Было бы здорово услышать ее однажды в исполнении ViVA вместе с хором Нижегородской капеллы мальчиков на самой крупной сцене в День города, например на площади Минина и Пожарского. Моя мечта - чтобы этой песней встречали поезда на Московском вокзале.
- Много ли у тебя песен, о которых пока не знают слушатели?
- В столе их лежит больше сотни. Процентов двадцать из них - потенциальные хиты, остальные - некоммерческая музыка. Это либо возможные номера, скажем, будущего мюзикла, либо творческие эксперименты.
Мария Федотова. Фото из личного архива Евгения Скрипкина.

На фото: «Песня про Нижний Новгород была написана спонтанно, и я рад, что она нравится людям».

Справка «НН»
Евгений Львович Скрипкин родился 14 июня 1976 года в Нижнем Новгороде. Закончил хоровую капеллу мальчиков, Нижегородское музыкальное училище (эстрадное отделение, класс трубы). С 2002 года живет и работает в Москве. Написал музыку к 33 фильмам и сериалам, среди них - «Казус Кукоцкого», «Разлучница», «Личное дело майора Баранова», «Прощание славянки», «Гюльчатай», «Ключи от счастья», «Обреченная стать звездой». Работал со многими звездами отечественной эстрады как автор песен и аранжировок.

Следите за нашими новостями в удобном формате