Нападающий «Торпедо» Дамир Жафяров, хорошо проявивший себя в прошлом сезоне, на августовском Кубке губернатора сыграл только в двух последних матчах. Причина отсутствия вполне уважительная: 25-летний торпедовец получил приглашение в олимпийскую сборную России. Причем для него это уже не первая подобная командировка. Оказавшись год назад в нижегородской команде, Жафяров обратил на себя внимание тренеров сборной.
МОСКОВСКОЕ С НИЖЕГОРОДСКИМ
- Дамир, правда ли, что ваши родители имеют нижегородские корни?
- Да, с папиной стороны. Родители отца жили в деревне Трехозерки Краснооктябрьского района Нижегородской области. Это рядом с городом Сергач. В детстве один летний месяц я обязательно проводил там. К сожалению, бабушки с дедушкой уже не было в живых, и мы с папой ездили туда просто так, к родственникам. Между тем дом понемногу ветшал, и через какое-то время, когда появилась возможность, мы начали восстанавливать участок, поэтому стали чаще приезжать. Старались делать все сами, своими руками - и собственно дом, и внутри него. Конечно, родные помогали: у нас там много родственников - папины братья, мои дяди...
- Значит, год назад предложение нижегородского клуба для вас было особенным приглашением?
- Да, особенным. Всем известно, что я родился в Москве, но практически никто не знает о моих нижегородских корнях! А для меня защищать цвета нижегородского клуба - это как вернуться в свой второй дом. Мне ранее доводилось менять команды - выступать за Новокузнецк, Новосибирск, Владивосток. Но в Нижнем Новгороде адаптироваться было намного легче и проще. Город расположен недалеко от Москвы, тут поблизости родня, которая всегда может что-то подсказать. И плюс сюда я приехал вместе с женой (раньше она училась и оставалась в Москве, а у меня бывала наездами), поэтому при смене клуба тоже многое упростилось.
- Вы могли бы упомянуть и то, что с главным тренером «Торпедо» Дэвидом Немировски пересекались в «Адмирале»...
- Я не скажу, что это сильно ощущалось, потому что Немировски - тренер, а не игрок. Меняя клуб, ты оказываешься в новой организации, общаешься с новыми людьми, и тут нет такого, что если игрок знаком с тренером, то ему все легко будет даваться. Нет, все было в обычном режиме - работал, как остальные ребята. И сейчас работаю.
ПОКАЗАТЕЛИ ПОЛЕЗНОСТИ
- В прошлом сезоне в конце ноября - начале декабря вы выдали ударный отрезок, забрасывая практически в каждом матче и оформив два голевых дубля. Как считаете, это повлияло на решение тренеров олимпийской сборной России пригласить вас на Кубок Люцерна?
- Повлияло, наверное. Да и вообще с начала сезона игра складывалась неплохо как лично у меня, так и у команды. Вероятно, тренеры сборной это тоже увидели. (Улыбается.) Но для меня тот вызов был неожиданным, потому что последний раз на уровне сборных я играл на молодежном чемпионате мира, когда мне было 20 лет, и потом наступила пауза. Естественно, всегда хочется попасть в сборную, неважно какую - молодежную, олимпийскую, национальную. И я стремился к этому. Поэтому, когда меня пригласили, очень обрадовался. Считаю, вызов в сборную придал мне много сил.
- Почему же тогда в 17 матчах чемпионата, пришедшихся на январь-февраль, вы не забросили ни одной шайбы?!
- Зато результативные передачи были. На финишном отрезке чемпионата главным для команды было попасть в плей-офф, там особо на личную статистику не смотришь. Если на это обращать внимание, то можно попасть в психологическую яму. Надо стараться отпускать от себя дурные мысли. К тому же голы - не единственный показатель полезности игрока. Есть еще игра в меньшинстве, так называемый «плюс-минус», удаления... Допустим, если команда провела хороший матч и выиграла, ты сам неплохо выглядел на льду, но не забросил шайбу, - это тоже можно записать в актив.
- В плей-офф эмоциональное противостояние «Торпедо» с «Барысом» закончилось для торпедовцев вылетом из Кубка Гагарина. После такого хочется отдохнуть и от всего отключиться. На этом фоне как вы отнеслись к очередному вызову в олимпийскую сборную?
- Еще раз скажу: когда бы и в какую сборную ни вызвали, для меня это радостно. Сезон же не заканчивался на поражении, и я был готов работать дальше. Тем более по окончании первого раунда плей-офф было немного времени отдохнуть, перевести дух. Для нас это обычный рабочий процесс. Вообще, поначалу ребята, приглашенные в олимпийскую сборную, думали, что нам предстоят два выставочных матча в Минске против сборной Белоруссии и все. Готовились к этому. Но потом нам сказали, что будут еще две игры во Франции, после чего начнет свой сбор уже национальная команда.
А после выступления во Франции выяснилось, что в сборную России приехал пока не весь состав, и полкоманды возьмут из олимпийской сборной. Вот так мне довелось поиграть в Еврочеллендже против сборных Швейцарии и Латвии. На собрании нам сказали: «Раз вы тут, у каждого есть шанс поехать на чемпионат мира». Все ребята, и я в том числе, старались, работали, понимая при этом, что в сложившейся конкуренции игрокам из олимпийской сборной объективно тяжело пробиться в основу.
ИГРАЛ, ЗАБЫВ ОБ УСТАЛОСТИ
- А когда вы узнали, что летом вас опять вызывают в олимпийскую сборную?
- Команда «Торпедо» уже начала предсезонные тренировки в Нижнем, и мне сообщили: «На тебя пришел вызов в сборную». Не думаю, что командировка на турнир в Сочи сильно поломала мне предсезонку - в принципе летние тренировки почти везде примерно одинаковые. А в целом, хороший турнир получился, играли с сильными командами, и я приобрел там определенный опыт.
- Находясь в Сочи, вам удавалось следить за тем, что происходит на Кубке губернатора?
- Да, следил. По возможности смотрел онлайн-трансляции матчей нижегородского турнира. Поэтому, вернувшись из сборной, знал, что торпедовцы проиграли два матча, и во встрече с минским «Динамо» необходимо было выигрывать, чтобы попасть в финал. Готовясь к матчу, поймал себя на мысли, что соскучился по хоккею на нашей арене, по нижегородским болельщикам, и, несмотря на усталость после сочинского турнира, даже не думал, чтобы отказаться от игры за «Торпедо». Очень хотелось выйти на лед. А вот на следующий день в финале с московским «Динамо» мне было намного тяжелее. Но ничего, потом отдохнули, восстановились и продолжили подготовку к сезону.
Беседовала Нина Шумилова. Фото с сайта ХК «Торпедо».
На фото: Дамир Жафяров проводит второй сезон в нижегородском «Торпедо».
Справка «НН»
Дамир Жафяров родился 17 марта 1994 года в Москве. Рост 175 см, вес 76 кг. Воспитанник хоккейной школы «Русь». Выступал за команды «Металлург» (Нк), ЦСКА, «Сибирь» (Новосибирск), «Адмирал» (Владивосток). В «Торпе-
до» с 2018 года. Бронзовый призер молодежного чемпионата мира (2014).