В конце января в приемной губернатора и правительства Нижегородской области совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора была проведена горячая телефонная линия по защите прав потребителей. Со своими вопросами обратились более 80 жителей Нижнего Новгорода и области. Приведем лишь несколько вопросов и ответов, прозвучавших в ходе этой горячей линии.
- Купила на ярмарке икру, она оказалась поддельной. Где можно ее проверить? - спрашивала жительница Канавинского района областного центра Татьяна Майборода. - В администрации района сказали, что нужно вернуть икру в магазин.
- Да, - разъяснили покупательнице, - вам обязаны вернуть деньги за некачественный товар. Вы также можете подать жалобу для проверки качества товара в отдел Роспотребнадзора по Канавинскому, Московскому, Сормовскому районам, расположенный в Нижнем Новгороде на улице Луначарского, дом 4. Специалисты возьмут пробы для проведения испытаний, проверят документы, подтверждающие качество и безопасность товара.
Александр Бадаев из Кулебак в одной из фирм купил мягкую мебель, но она оказалась некачественной. Так как гарантия не закончилась, Александр обратился с письмом к изготовителю. "Приехали, посмотрели, сказали - ждите решения, а ответа никакого не дают. Сколько ждать?" - справедливо возмущается кулебакчанин.
Сроки удовлетворения зависят от требования, которое заявитель указывает в жалобе. В соответствии со статьей 22 Закона РФ "О защите прав потребителей" возврат уплаченной за товар денежной суммы производится в течение 10 дней со дня предъявления требования. По статье 21 замена товара производится в течение 7 дней, а при необходимости дополнительной проверки качества - в течение двадцати дней. По статье 20 срок устранения недостатков товара не может превышать 45 дней. Причем покупатель может обращаться с требованиями не только к изготовителю товара, но и к продавцу.
Елена Уминская из Нижнего Новгорода 3 января этого года купила в магазине газовую плиту. Но уже 11 января в процессе эксплуатации появился дефект. Женщина обратились в сервисный центр, пришел мастер, произвел ремонт, но брак не исчез. "Могу ли я требовать замены на газовую плиту другой торговой марки и модели, так как этой я уже не доверяю?" - спросила Елена.
В соответствии с п.1 ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (модели и (или) артикула) или другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
И, наконец, среди множества поступавших на горячую линию вопросов от потребителей довольно часто встречался такой: почему в магазинах самообслуживания не отвечают за сохранность сданных в камеру хранения вещей?
Здесь ответ однозначен: в соответствии с абз. 2 п. 1 и 2 ст. 924 Гражданского кодекса РФ хранитель вещи обязан принять для обеспечения ее сохранности все меры, предусмотренные п. 1 и 2 ст. 891 Гражданского кодекса РФ. В то же время покупатель имеет полное право не сдавать вещи на хранение.
Олег СУХОНИН.