Труд зэков остается не востребован ни в тюрьме, ни на свободе.Ежегодно в Нижегородской области из мест лишения свободы выходит около шести тысяч человек. Но если и раньше бывшему заключенному было не легко вернуться к нормальному образу жизни - найти работу, подыскать жилье, подлечиться, то сейчас это становится нереально. Ведь сегодня даже квалифицированные работники остаются за воротами предприятия.
Каждый пятый
Проблемы адаптации в обществе бывших заключенных обсуждали члены Общественной палаты Нижегородской области.
Как выяснилось, начинать решать проблему трудоустройства следует с самой зоны. Ведь на сегодняшний день, по словам заместителя начальника ГУ Федеральной службы исполнения наказания по Нижегородской области полковника Михаила Молчанова, возможность работать на зоне имеет только каждый пятый сиделец, хотя желающих трудиться значительно больше. Но за неимением заказов и рабочих мест администрация колоний старается дать заработать тем, кто по приговору должен выплачивать деньги потерпевшим и таким образом еще доказать свое право на условно-досрочное освобождение. Впрочем, заработки в нижегородских колониях мизерные - не многим более двух тысяч рублей в месяц.
Кризис не прошел мимо зоны. От услуг зэков сейчас отказались и те немногие предприятия, которые традиционно давали свои заказы, это прежде всего ОАО "ГАЗ" и завод "Сокол". Постоянные обращения руководителей регионального ГУФСИНа к нижегородским промышленникам и предпринимателям остаются без внимания. И рассчитывать на изменение ситуации вряд ли возможно, если не принять закон о налоговых преференциях тем предприятиям, которые станут задействовать в производственной цепочке возможности исправительных учреждений. Решить проблему трудоустройства здесь возможно и за счет размещения на зоне госзаказов.
На волю с сухпайком
В нынешних условиях вопрос создания специального реабилитационного центра для лиц, освободившихся из мест заключения, встает, что называется, ребром. При выходе на свободу бывший зэк получает от государства билет до предполагаемого места жительства, сухой паек и 720 рублей на первое время. Однако многих из них на воле никто не ждет, им не на кого рассчитывать и совсем негде жить. Такие центры есть в соседних регионах, и они неплохо зарекомендовали себя даже в условиях, не отягощенных кризисными процессами.
Большинство работодателей, как правило, отказывают в работе отсидевшим за преступление. По мнению Михаила Молчанова, разрешить ситуацию могли бы принятые на федеральном и региональном уровнях законы о квотировании рабочих мест именно для граждан этой категории. Для несовершеннолетних такая норма закреплена законодательно.
По мнению председателя комиссии по обеспечению гарантий безопасности, защиты прав и свобод граждан Общественной палаты Нижегородской области Виталия Потапова, общество само может подтолкнуть бывших заключенных на новые противоправные действия, если сегодня не решить их насущных проблем. И с ним соглашается большинство тех, кто сегодня реально старается помочь оступившимся в жизни людям.
Ольга МАКАРОВА.
Справка “НН”
В Нижегородской области расположены 16 исправительных колоний, из них 5 - общего режима, 9 - строгого. В регионе две лечебно-исправительные колонии и две детские. Также имеется 3 следственных изолятора. Всего в этих учреждениях содержится 25 тысяч осужденных.