Нижегородка Марина встретила начало отопительного сезона тем, что латала батареи, которые потекли во время подачи тепла. Когда авария была устранена, соседи потребовали компенсацию за испорченное имущество.
Спор решит «запор»
- Но ведь до включения отопления ничего не капало, а слесари должны были проверить исправность трубы, а затем и тепло давать, - считает Марина. - Значит, не я виновата, а управляющая компания.
Однако в обслуживающей организации рассудили иначе: раз радиатор в квартире - значит, ответственность хозяев. Им и придется раскошелиться за устранение последствий.
Кто виноват в подобных ситуациях, разъяснили в Министерстве строительства и ЖКХ России. Там сослались на Жилищный кодекс, постановление правительства № 491 и решение Верховного суда России.
В документах говорится, что внутриквартирные радиаторы отопления могут относиться к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома (МКД), если на них не установлена запорная арматура, то есть кран. Если он имеется, а батарея обогревает только одну квартиру (тепло можно регулировать), то ремонтировать или менять радиатор придется за счет собственника жилья.
Подобную позицию подтвердил и Верховный суд России. Там рассматривалось гражданское дело о признании частично не действующим пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства России № 491 от 13 августа 2006 года.
Заявители утверждали, что расположенные в квартире приборы отопления индивидуальны и обслуживают одно конкретное помещение. Это не дает права относить их к общему имуществу многоквартирного дома. А признание батарей общим имуществом не позволяет от них в одностороннем порядке отказаться. В результате суд решил, что только обогревающие элементы внутридомовой системы отопления, обслуживающие более одной квартиры, включаются в состав общего имущества дома.
30 минут на аварию
Если произошла авария, в первую очередь нужно вызвать аварийную бригаду. По новому законодательству она должна подъехать не позднее чем через 30 минут, чтобы локализовать аварию на внутридомовых системах горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализации), отопления и электроснабжения.
А вот устранять саму аварию можно не дольше чем три дня с даты аварийного повреждения. Причем об авариях внутридомовых инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализации) и отопления сотрудники аварийки должны сообщить в администрацию, на территории которой находится дом.
Чтобы зафиксировать аварию, стоит составить акт. Для этого надо обратиться в домоуправляющую компанию, чтобы прислали представителя. А если она уклоняется всячески от этой своей обязанности, то акт жители могут составить самостоятельно. Для этого пригласить председателя совета дома, а также двух незаинтересованных соседей.
Дарья Светова. Фото Александра Воложанина.