Проект с участием городов-побратимов Нижнего Новгорода и Эссена, экономическим, культурным связям которых вот уже более двадцати лет, нашел свое отражение на страницах «Нижегородских новостей». В предыдущих двух публикациях мы уже рассказывали, что из себя представляет Эссен и какую роль играет в экономике Рура и всей Германии. И сегодня продолжаем знакомить наших читателей с достопримечательностями этого города.
Промышленник подарил горожанам театр.Спектакли на его сцене признаны одними из лучших в ФРГ
Если вы прогуливаетесь по центру Эссена, то обязательно увидите прекрасный театр Грилло. Здание является одним из старейших театральных зданий Рурской области. Он назван в честь щедрого мецената Фридриха Грилло, который родился в 1825 году в купеческой семье в Эссене.
Супруга выполнила волю мужа
Фридрих Грилло был одним из самых крупных предпринимателей XIX века для Рурской области. Он не только основывал или покупал сталелитейные заводы и шахты. Его влияние было настолько велико, что оно определяло экономическое и структурное развитие всего региона. Большое внимание он уделял искусству.
В октябре 1887 года он сообщил городскому совету Эссена, что хочет пожертвовать полмиллиона марок своему родному городу на строительство театра. При необходимости сумма могла быть увеличена. Более того, Грилло был готов оплачивать содержание театра на протяжении всей своей жизни. Однако до того, как было принято официальное соглашение о пожертвовании, Фридрих Грилло скончался. Это произошло 16 апреля 1888 года в Дюссельдорфе. Его вдова Вильгельмина Грилло, урожденная фон Борн, дочь основателя банка Теодора фон Борна, выполнила обещание своего мужа. Она пожертвовала землю для строительства в центре города и взяла на себя более двух третей общих затрат, которые составили 937 997 марок. На тот момент сумма была впечатляющей.
16 сентября 1892 года строительство здания было закончено. Оно было построено в стиле необарокко. Руководителем проекта был известный берлинский театральный архитектор Генрих Зилинг. Несколько лет спустя в театре была сооружена оркестровая яма для оперных спектаклей, но вскоре после начала двадцатого столетия внутреннее пространство театра оказалось слишком маленьким для оперы, танца и драмы. Поэтому в двадцатые годы драматический театр получил свою собственную площадку.
Закрытия удалось избежать
В 1933 году театр Грилло, как и все театры Германии, оказался под угрозой закрытия в связи с приходом нацистов к власти. Во время Второй мировой войны театр потерял не только свой прекрасный фасад.
После реконструкции театр Грилло был вновь открыт в 1950 году постановкой «Нюрнбергские мейстерзингеры» Рихарда Вагнера - на этот раз фасад выглядел строго и функционально, в духе неоклассицизма. Однако идея реконструкции была противоречивой, потому что даже тогда много говорили о строительстве нового здания оперного театра. Но это так и не было сделано до 1988 года, когда открылся театр Аальто. В молодой Федеративной Республике сценой театра руководили д-р Эрих Шумахер (1958 - 1974) и главный драматург д-р Илька Болль, которые вновь вернули ему общенациональное значение и признание. Особенно значимыми в тот период были постановки Эрвина Пискатора и Жана-Луи Барро, а также постановка Хайнцем Дитрихом Кентером пьесы Брехта «Кавказский меловой круг». В середине 80-х театр Грилло попал в поле зрения общественности по совершенно другим причинам - из-за недостатков в конструкции здания. Был необходим ремонт, иначе ему грозило закрытие. Однако благодаря усилиям и.о. директора Гансгюнтера Хайме этого удалось избежать. Известный архитектор Вернер Рухнау, по плану которого уже был создан Государственный театр Мюнстера и Музыкальный театр в Гельзенкирхене, провел обширные ремонтные работы. Архитектор сократил количество мест в театре с 670 до 400 и, таким образом, создал театр с современным, изменяемым пространством, который был вновь открыт в сентябре 1990 года постановкой «Сон в летнюю ночь» Шекспира.
Сегодня спектакли театра Грилло признаны одними из лучших в стране. С 2010 года театром руководит Кристиан Томбайль.
Особенный Маргаретенхёе
Город Эссен состоит из многочисленных районов, которые совершенно не похожи друг на друга. Особенный район - Маргаретенхёе, который вы обязательно должны посетить. Он назван в честь его основательницы Маргарет Крупп и считается одним из лучших примеров реализации концепции города-сада.
Архитектором поселка выступил Георг Метцендорф, который сочетал романтические фасады с практичным и комфортным обустройством. Благодаря реконструкции домов после Второй мировой войны район, который с 1987 года является охраняемым памятником, предстает в его историческом виде.
После смерти своего мужа Фридриха Альфреда Круппа Маргарет Крупп продолжила всемирно известный семейный бизнес. Меценат в области искусства, она была очень активна и в социальной сфере. В особенности ее деятельность была направлена на благотворительность в пользу женщин.
По случаю свадьбы своей дочери Берты в 1906 году Маргарет основала Фонд Маргарет Крупп по обеспечению жильем. При помощи его капитала впервые была реализована идея всесословного поселения в отличие от других жилищных проектов Круппов. Район Маргаретенхёе стал примером для последующего строительства социального жилья.
Георг Метцендорф был архитектором-реформатором, который создал многочисленные общественные постройки, торговые здания и другие жилые районы в Рурской области. Кроме концепции города-сада, Метцендорф реализовал в Маргаретенхёе свою концепцию «небольшого жилого дома». Планировка квартир идеально подходила для жизни небольшой рабочей семьи. Дома были спроектированы таким образом, что в каждой квартире было не только центральное отопление, но и ванная и туалет. Для рабочего класса тогда это считалось высшей степенью удобства.
Центр Маргаретенхёе образует площадь Der Kleine Markt (маленький рынок, маленькая площадь) с гостиницей, фонтаном и зданием бывшего магазина Круппа. В гостинице Маргаретенхёе, построенной в 1911 году, символе района, находится бывшая совещательная комната фонда. Фонтан «Кладоискатель» (1912) работы скульптора Йозефа Энселинга является подарком города Эссена в знак уважения к основательнице района. Возвышающееся над всеми другими постройками здание, выходящее фасадом на площадь, - бывший магазин Круппа, предназначенный для его рабочих.
Предоставляя помещения для независимых художников, фонд создал условия для того, чтобы с 1917 года в Маргаретенхёе начало развиваться поселение художников, приобретших впоследствии широкую известность. В последующие годы были построены «маленькое ателье» (Das Kleine Atelierhaus) на Зоммербургштрассе, 18, «мастерская» (Werkhaus) на улице Имштиллен Винкель («В тихом уголке»), д. 1, и «большое ателье» (Das Grose Atelierhaus) на той же улице, д. 42 - 48.
К кругу деятелей искусства, работавших в Маргаретенхёе, относятся такие мастера, как график Герман Кетельхён, скульптор Вилль Ламмерт, ювелир Элизабет Треско, переплетчик Фрида Шой и фотограф Альберт Ренгер-Пацш. Творческое сообщество прекратило свое существование с изгнанием художников после захвата власти национал-социалистами в 1933 году.