В ПФО проходит конкурс «Серафимовский учитель»

С 15 сентября 2019 года Фонд преподобного Серафима Саровского при поддержке аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе проводит педагогический конкурс «Серафимовский учитель» (далее – Конкурс), нацеленный на поддержку и повышение общественного статуса педагогов, эффективно работающих в области духовно-нравственного просвещения, популяризацию их лучших профессиональных достижений.
За годы проведения Конкурса в нем приняло участие более 2,5 тысяч педагогических работников учреждений дошкольного, школьного, дополнительного образования, учреждений среднего и высшего профессионального образования, культуры, спорта, туризма, социально-реабилитационных, лечебно-профилактических учреждений, общественных организаций и средств массовой информации из 72 субъектов Российской Федерации, а также Республики Беларусь, Литовской Республики, Украины, Приднестровской Молдавской Республики.
В Конкурсе принимают участие работники учреждений образования, культуры, спорта и туризма, социально-реабилитационных и медицинских организаций, средств массовой информации и других, представляющие разработки тематических разделов по православной культуре для преподавания гуманитарных учебных предметов и предметных областей (история, обществознание, язык и литература, искусство), а также программы духовно-нравственного просвещения, включая планы уроков, лекций, занятий, классных часов, сценарии культурных, просветительских, спортивных и других мероприятий с указанием применяемых дидактических средств и диагностического инструментария.
По итогам Конкурса проводится конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и проблемы духовно-нравственного просвещения», издается сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи.
Победителям присуждается звание лауреата Педагогической премии преподобного Серафима Саровского с вручением диплома и денежной премии. За особые выдающиеся заслуги в духовно-нравственном просвещении отдельным участникам конкурса может быть присвоено почетное звание «Серафимовский учитель». Конференция и награждение победителей традиционно проводятся в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре (село Дивеево Нижегородской области).
Заявки и прилагаемые к ним документы направляются в конкурсную комиссию в электронном виде с использованием информационно-аналитической системы «Серафимовский учитель», размещенной на интернет-сайте Благотворительного Фонда преподобного Серафима Саровского (www.bfss.ru). Все материалы должны быть представлены в Конкурсную комиссию не позднее 10 января 2020 года.
Дополнительные вопросы в электронном виде направляются в Конкурсную комиссию на адрес электронной почты serafimychitel@mail.ru с указанием в теме письма данных о кандидате и выдвинувшей его организации.


ПОЛОЖЕНИЕ

о педагогическом конкурсе «Серафимовский учитель – 2019/2020»

1. Общие положения

Настоящее положение о педагогическом конкурсе «Серафимовский учитель» (далее – Конкурс) определяет цели и задачи Конкурса, порядок и сроки его проведения, требования к участникам Конкурса, требования к оформлению конкурсной документации, принципы организации подведения итогов и награждения победителей Конкурса.

2. Цели и задачи Конкурса

2.1. Цель Конкурса состоит в поддержке педагогов, эффективно работающих в области духовно-нравственного просвещения, повышении их общественного статуса, популяризации их лучших достижений, содействии формированию духовно и культурно насыщенной среды, способствующей нравственному становлению детей и молодежи.

2.2. Задачи Конкурса:

поощрение педагогов, реализующих эффективные программы и проекты в области духовно-нравственного просвещения;

формирование профессионального сообщества в сфере разработки и реализации программ, технологий и методик духовно-нравственного просвещения, развитие профессиональных и личных связей между специалистами;

популяризация и распространение эффективных практик духовно-нравственного просвещения;

создание общедоступной базы данных об образовательных и воспитательных практиках в сфере духовно-нравственного просвещения;

поддержка средств массовой информации, популяризирующих проекты и программы в области духовно-нравственного просвещения;

поддержка проектов по созданию «дружественной» ребенку среды обитания, формированию духовно и культурно насыщенной развивающей среды, способствующей нравственному становлению детей и молодежи;

поддержка музейных культурно-образовательных программ и экспозиционно-выставочных проектов духовно-нравственной направленности.


3. Направления Конкурса

Конкурс проводится по следующим направлениям просветительской деятельности:

3.1. Разработка и реализация тематических разделов по православной культуре в преподавании гуманитарных учебных предметов, предметных областей (история, обществознание, язык и литература, искусство).

3.2. Разработка и внедрение авторских программ, курсов, учебно-методических комплексов и пособий в области духовно-нравственного просвещения детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

3.3. Разработка и внедрение авторских программ, курсов, учебно-методических комплексов и пособий в области духовно-нравственного воспитания в кадетских школах (классах) и кадетских школах-интернатах.

3.4. Разработка и реализация программ духовно-нравственного воспитания, ориентированных на отдельные социальные категории (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья).

3.5. Организация воспитательной работы и духовно-нравственного просвещения на основе краеведческого материала.

3.6. Духовно-просветительская работа с родителями и опекунами.

3.7. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания.

3.8. Образовательные и просветительские проекты и программы, направленные на духовное возрождение села.

3.9. Разработка детских и молодежных паломнических и туристических маршрутов с духовно-просветительской и образовательной составляющей, программ семейного туризма.

3.10. Реализация медийных, информационных проектов и программ в области духовно-нравственного просвещения.

3.11. Реализация духовно-просветительских проектов природосберегающей (экологической) направленности.

3.12. Разработка и реализация программ духовно-нравственного воспитания, ориентированных на профессиональное самоопределение учащихся.

3.14. Реализация тематических духовно-просветительских проектов, приуроченных к празднованию 800-летия со дня рождения св. блг. князя Александра Невского.

4. Участники Конкурса

4.1. Конкурс проводится среди работников образовательных организаций, организаций культуры, спорта и туризма, социально-реабилитационных организаций, медицинских организаций, средств массовой информации всех форм собственности. В конкурсе не участвуют руководители названных организаций.

4.2. На Конкурс представляются следующие виды работ:

тематические разделы по православной культуре в преподавании гуманитарных учебных предметов (история, обществознание, русский язык, национальные и иностранные языки, литература, искусство);

детально разработанные и апробированные программы духовно-нравственного просвещения, включая планы уроков, лекций, занятий, классных часов, сценарии культурных, спортивных, просветительских и других мероприятий с указанием применяемых дидактических средств и диагностического инструментария, а также описанием результативности;

образовательные и воспитательные технологии и практики, способствующие нравственному становлению детей и молодежи.

4.3. Участие автора (разработчика) в Конкурсе может быть инициировано:

трудовым коллективом (органом самоуправления) учреждения по основному месту работы кандидата;

администрацией учреждения по основному месту работы кандидата;

учредителем организации, предприятия по основному месту работы кандидата;

православным приходом, монастырём, епархиальным учреждением;

общественной организацией.

4.4. Каждый заявитель имеет право на выдвижение одной заявки, в которой указывается автор разработки.

4.5. Звание лауреата Педагогической премии преподобного Серафима Саровского и почетное звание «Серафимовский учитель» может быть присвоено при условии наличия стажа профессиональной (в т.ч. педагогической) деятельности в сфере реализации программ и проектов духовно-нравственного просвещения не менее 5 лет.

5. Требования к оформлению документов на участие в Конкурсе

5.1. Организация, выдвигающая работника для участия в Конкурсе, направляет в Конкурсную комиссию следующие документы:

заявка и регистрационный лист документов для участия в Конкурсе (Приложения №1 и №2);

справка о деятельности кандидата, заверенная руководителем выдвигающей организации;

два отзыва с оценкой профессионального уровня заявителя;

отзыв по церковной линии, содержащий оценку включенности кандидата в православную традицию;

презентационный видеоролик (до 3 мин.) о деятельности кандидата.

5.2. Справка о деятельности кандидата должна отражать:

актуальность представленной программы (проекта);

профессиональный уровень;

возможность внедрения результатов в практику (с указанием видов и типов - учреждений, способных к трансляции данной программы);

соответствие православной традиции и направлениям деятельности, перечисленным в разделе 3 настоящего Положения.

5.3. Документы, направляемые в электронном виде, оформляются в редакторе Microsoft Word 2003, ХР, 2010, шрифт Times New Roman, цвет шрифта – черный, размер шрифта 14пт, интервал 1,5 пт, поля – по 2,5 см. Заголовки могут быть выделены жирным, отступы слева оформляются в автоматическом режиме (1,25 пт). Выделение шрифта курсивом, подчеркиванием, цветом, добавление рамок на страницы не допускается.

Приложения к конкурсной документации (фотографии, копии дипломов и рецензий и пр.) сохраняются в формате *jpg, *jpeg. Материалы, представленные в формате *pdf, не редактируются и не публикуются.

6. Конкурсная комиссия

6.1. В целях организации работы по проведению Конкурса создается Конкурсная комиссия. Состав Конкурсной комиссии утверждается Правлением Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского.

6.2. Конкурсная комиссия выполняет следующие функции:

объявляет о начале Конкурса в средствах массовой информации;

осуществляет сбор заявок на участие в Конкурсе;

проводит предварительный отбор заявок в соответствии с требованиями положения о Конкурсе;

организует процедуру экспертной оценки участвующих в Конкурсе работ;

формирует пакет документов (протокол решения Конкурсной комиссии и копии материалов победителя) для направления в Экспертный совет Конкурса;

организует процедуры подведения итогов и награждения победителей Конкурса;

организует публикацию работ победителей Конкурса и широкое информирование о его итогах.

6.3. Комплексное изучение и анализ представленных на Конкурс педагогических разработок осуществляет Экспертный совет Конкурса, который состоит из деятелей культуры, образования, светской и богословской науки, а также духовенства, общественных деятелей, лауреатов Педагогической премии преподобного Серафима Саровского. Состав Экспертного совета утверждается Правлением Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского.

6.4. Решение Экспертного совета о присвоении почетного звания «Серафимовский учитель», звания лауреата Педагогической премии преподобного Серафима Саровского, поощрительной премии оформляется протоколом Правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского.

7. Порядок проведения Конкурса и экспертизы конкурсных материалов

7.1. Заявки и прилагаемые к ним документы направляются в Конкурсную комиссию в следующие сроки:

дата начала направления заявок – 15 сентября 2019 года;

дата окончания направления заявок 10 января 2020 года.

7.2. Заявки и прилагаемые к ним документы представляются на Конкурс в электронном виде.

7.3. Материалы в электронном виде направляются в Конкурсную комиссию с использованием информационно-аналитической системы «Серафимовский учитель», размещенной на интернет-сайте Благотворительного Фонда прп. Серафима Саровского (www.bfss.ru).

7.4. Заявки, поступившие в Конкурсную комиссию позднее даты окончания приема заявок, к участию в Конкурсе не допускаются.

7.5. Поступившие заявки проходят регистрацию и проверку на соответствие условиям Конкурса. В результате первичного отбора исключаются заявки, не соответствующие условиям Конкурса, не имеющие полного комплекта необходимой документации, а также оформленные с нарушениями требований настоящего Положения.

7.6. Работы, заявки которых признаются соответствующими условиям Конкурса, проходят экспертную оценку.

8. Подведение итогов и награждение лауреатов Конкурса

8.1. Победителям Конкурса решением Экспертного совета Конкурса присуждается звание лауреата Педагогической премии преподобного Серафима Саровского с вручением диплома и денежной премии. За особые выдающиеся заслуги в духовно-нравственном просвещении участникам Конкурса может быть присвоено почётное звание «Серафимовский учитель» с вручением диплома, нагрудного знака и денежной премии. Участники Конкурса, не ставшие лауреатами, могут быть отмечены поощрительной премией.

8.1.1. По итогам анализа представленных на Конкурс материалов решением Экспертного совета Конкурса участникам могут быть присвоены иные звания за значительный вклад в укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей на основе православной культуры.

8.2. Работы, набравшие по результатам работы экспертов максимальное число баллов, публикуются в сборнике программ по духовно-нравственному просвещению детей и молодежи.

8.3. Почетное звание «Серафимовский учитель» присваивается один раз. Нагрудный знак «Серафимовский учитель» можно носить на лацкане одежды. Все вручаемые нагрудные знаки имеют индивидуальные номера.

8.4. Награждение победителей Конкурса проводится на торжественной церемонии в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре (село Дивеево Нижегородской области).

9. Заключительные положения

9.1. Информация об итогах Конкурса размещается в электронных и печатных средствах массовой информации.

9.2. Отклоненные заявки не рецензируются, переписка и переговоры по их поводу не ведутся. Конкурсная документация, представленная участниками, обратно не возвращается.

9.3. Апелляции по вопросам присуждения премий не принимаются.


Место


для


фотографии

Приложение №1



Регистрационный номер № ______

Дата регистрации _______________



В конкурсную комиссию по проведению педагогического конкурса «Серафимовский учитель»


Заявка

на участие в педагогическом конкурсе

«Серафимовский учитель»


__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(полное название выдвигающей организации)


Сведения о претенденте


выдвигает _______________________________________________________________


(фамилия, имя, отчество)



(число, месяц, год рождения)


должность участника________________________________________________


место работы ______________________________________________________


(полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, юридический адрес, номера телефона, факса)


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Адрес места постоянного проживания Претендента: ____________________________________________________________________________________________________________________________________


(индекс, субъект РФ, город, район, улица, дом, квартира, код, телефон, e-mail)




Руководитель выдвигающей организации:


____________________________ _______________


(фамилия, имя, отчество) (подпись)




№ протокола и дата заседания органа Заявителя по выдвижению Претендента на участие в конкурсе _______________________________________________




Участник _______________________________ ________________


(фамилия, имя, отчество) (подпись)







Приложение №2



В конкурсную комиссию по проведению педагогического конкурса


«Серафимовский учитель»







Ходатайство


о выдвижении для участия в педагогическом конкурсе






_____________________________________________________________________________


(полное название ходатайствующей организации)




Ходатайствует за ______________________________________________________________


(фамилия, имя, отчество и должность участника, наименование ОУ, район/город, субъект РФ)


_____________________________________________________________________________


о выдвижении для участия в педагогическом конкурсе «Серафимовский учитель» за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в области духовно-нравственного просвещения.








В ходатайстве раскрываются показатели практической значимости результатов педагогической деятельности педагогического работника и научно-практическое значение опыта в деле духовно-нравственного просвещения.




Показывается значимость и эффективность распространения опыта педагогического работника и его значение в области духовно-нравственного просвещения.






Номер и дата протокола заседания ____________________________________






Руководитель _______________________________ ___________________


(фамилия, имя, отчество) Подпись






Приложение №3







Регистрационный номер № ______

Дата регистрации _______________









Регистрационный лист документов для участия в конкурсе





Перечень документов

да

нет

1.

Заявка на участие в конкурсе



2.

Справка о деятельности кандидата, заверенная руководителем выдвигающей организации



3.

Отзывы с оценкой профессионального уровня заявителя



4.

Ходатайство православного прихода
















Заполняется Конкурсной комиссией:





Допущен к участию в конкурсе

(да)

Не допущен к участию в конкурсе

(нет)





Руководитель технической группы __________________ / _________________________/


Дата проведения технической экспертизы _____________________


Руководитель конкурсной комиссии _________________ / _________________________/





Приложение №4






Календарный план


проведения педагогического конкурса


«Серафимовский учитель – 2019/2020»




Содержание

Дата


Объявление о проведении Конкурса


15.09.2019


Прием заявок от организаций, направляющих педагогических работников для участия в Конкурсе


до 10.01.2020


Работа Экспертного Совета по оценке представленных на Конкурс педагогических разработок


до 01.02.2020


Проведение итогового заседания Экспертного Совета, определение победителей Конкурса


15.02.2020


Награждение победителей Конкурса на торжественной церемонии в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре (с. Дивеево Нижегородской области)


3 декада марта 2020


Размещение итогов Конкурса в электронных и печатных средствах массовой информации


01.04.2020


Разработка сценариев, съемка и монтаж видеоуроков победителей Конкурса с последующим размещением в сети Интернет

до 01.06.2020

8.

Рассылка материалов Конкурса


до 01.07.2020



Информация о педагогическом конкурсе «Серафимовский учитель»


(2005-2019 гг.)




Стартовав в 2005 году, конкурс «Серафимовский учитель» (далее – Конкурс) приобрел широкую популярность и стал модельным для ряда программ и инициатив по поощрению и повышению статуса педагогов, эффективно работающих в области духовно-нравственного просвещения.


Конкурс инициирован Правлением Фонда прп. Серафима Саровского при поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Кириенко С.В. (ныне – первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ), как результат реализации проекта «Ильинская слобода (Започаяние)» в г. Нижнем Новгороде.


За время проведения Конкурса в нем приняли участие 2366 человек, в комиссию поступила 2101 работа. Решением Экспертного совета «За особые выдающиеся заслуги в духовно-нравственном просвещении» 30 человек удостоены почётного звания «Серафимовский учитель» с вручением диплома, нагрудного знака и денежной премии; 231 педагогу присвоено звание Лауреата Педагогической премии прп. Серафима Саровского с вручением диплома и денежной премии; 426 человек отмечены поощрительной премией, 28 проектов – специальной.


В 2019 году введена номинация «Серафимовский учитель-наставник» с вручением диплома и денежной премии.


Одновременно, 94 человека из состава победителей Конкурса поощрены паломнической поездкой в Иерусалим (Израиль).


Ежегодно в итоговых мероприятиях Конкурса принимают участие до 250 человек, которые знакомятся с культурно-историческими памятниками Нижегородской области, памятными местами преподобного Серафима Саровского. В Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре (с.Дивеево, Нижегородская область) проводится награждение победителей Конкурса, работает научно-практическая конференция по актуальным вопросам духовно-нравственного просвещения, традиционными стали работы секций, мастер-классов.


В последние годы (с 2012 по 2019 гг.) по итогам Конкурса издаются сборники (двухтомники) образовательных проектов и программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи. В общей сложности были опубликованы 390 работ, авторами которых стали 437 человек, из них 42 % - преподаватели школ малых городов и сел. Общий тираж сборников составил свыше 13 тыс. экземпляров. Сборники распространяются среди участников Конкурса, педагогической общественности, а также служат методическим материалом для широкого тиражирования в педагогической практике.


На протяжении всех лет происходит неуклонное расширение географии Конкурса. Если в первом принимали участие педагоги из регионов РФ, непосредственно связанных с именем прп. Серафима Саровского (Курская, Нижегородская, Тамбовская области, г. Санкт-Петербург), то в дальнейшем Конкурс охватил все регионы Приволжского и Центрального федеральных округов. С 2014 года в Конкурсе участвуют педагоги Республики Крым, в дальнейшем - представители Северо-Западного, Уральского, Сибирского, Южного федеральных округов. В 2017 году к Конкурсу присоединились педагоги Приморского края (Дальневосточный федеральный округ), а также Волгоградской, Кемеровской, Псковской областей, в 2019 поступили заявки из республик Бурятия, Хакасия; Хабаровского края; Еврейской автономной области; Астраханской, Владимирской, Рязанской, Томской областей.


В последние два года наблюдается увеличение количества заявок на Конкурс из регионов, не входящих в состав Приволжского федерального округа. Так, в 2018 году они составили пятую часть от общего числа, а в 2019 - уже более четверти (26,4 %). Например, из Санкт-Петербурга поступило 9 заявок, Алтайского края - 5, Красноярского края, Челябинской области – по 4. Третья часть всех работ направлены из населенных пунктов и поселений муниципальных районов субъектов РФ.


Впервые в Конкурсе приняли участие представители образовательных учреждений ОАО «Российские железные дороги».


Всего с начала проведения Конкурса в нем приняли участие представители 72 субъектов Российской Федерации. Среди наиболее активных регионов на всем протяжении проведения Конкурса – Нижегородская, Самарская, Оренбургская области, республики Марий Эл, Мордовия, Чувашская Республика.


В Конкурсе принимает участие учитель социальных наук Клайпедской гимназии «Айтварас» (Литовская Республика) Фомин Андрей Вадимович, в 2013 году удостоенный звания «Серафимовский учитель», а в 2019 – звания «Серафимовский учитель-наставник».


В 2017 году впервые поступили заявки из Республики Беларусь, Украины, Приднестровской Молдавской Республики.


Состав участников Конкурса.


Среди участников Конкурса основную массу составляют женщины (95%), возраст участников – от 23 до 72 лет; при написании работ авторскими коллективами установлено наставничество. Большая часть педагогов, принявших участие в Конкурсе, имеют высшую квалификационную категорию; 29 человека – ученые степени; 52 – являются Почетными работниками общего образования; 13 – «Заслуженные учителя Российской Федерации».


Основные участники Конкурса - педагогические работники общеобразовательных школ, участие представителей сельских и городских школ примерно одинаково. Наиболее активны учителя начальных классов, русского языка и литературы, истории и обществознания. В конкурсе участвуют учителя-предметники: учителя математики, физики, химии, биологии, иностранного языка, музыки, технологии, изобразительных искусств, МХК, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, методисты, педагоги – психологи, руководители и сотрудники историко-краеведческих школьных музеев, школьные библиотекари.


Типы и виды образовательных учреждений вариативны: общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, кроме того представлены образовательные учреждения, ориентированные на отдельные социальные категории (МОУ «Санаторно-лесная школа» Ярославского района Ярославской области и др.


Начиная с 2012 года в Конкурсе принимают участие представители системы высшего и среднего профессионального образования, среди них: Алтайский государственный институт культуры, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, филиал Воронежского государственного технического университета» в городе Борисоглебске, Государственный гуманитарно-технологический университет Московской области, Марийский государственный университет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижегородская государственная медицинская академия, академия МВД России, Нижегородская правовая академия, Новосибирский государственный педагогический университет, Оренбургский государственный университет, Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск), Национальный исследовательский Томский государственный университет;


аэрокосмический колледж СибГАУ г.Красноярска, Балаковский и Саратовский медицинские колледжи (Саратовская область), Бугурусланский и Орский нефтяные колледжи, колледж экономики и информатики, гуманитарно-технический техникум города Оренбурга (Оренбургская область), Вадский филиал Перевозского строительного колледжа, Сокольский техникум индустрии, сервиса и предпринимательства, Сосновский агропромышленный техникум (Нижегородская область), Екатеринбургский торгово-экономический техникум, Ишимский медицинский колледж (Тюменская область), Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства, «Колледж малого бизнеса и предпринимательства» (г. Казань), Краснокутский политехнический лицей, Марийский политехнический техникум, Московское академическое художественное училище, колледж предпринимательства №11 г. Москвы, Омутнинский колледж педагогики, экономики и права (Кировская область), Оренбургский автотранспортный колледж им. Заслуженного учителя РФ В.Н. Бевзюка, Сарапульский педагогический колледж (Удмуртская Республика),Самарские машиностроительный, медицинский, энергетический колледжи, Тольяттинские индустриально-педагогический и машиностроительный колледжи, колледж гуманитарных и социально-педагогических дисциплин им. Святителя Алексия, Митрополита Московского (г.Тольятти), Колледж экономики и информатики Ульяновского государственного технического университета и др.


Кроме того, в последние годы (2016 - 2019 гг.) на Конкурс были представлены работы представителей учреждений дополнительного профессионального образования (Институт развития образования Республики Татарстан, Мордовский республиканский институт образования, Коми республиканский и Нижегородский институты развития образования).


Наиболее эффективные и востребованные авторские разработки для вузов стали победителями Конкурса и вошли в сборники образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи. Среди них: «Православная педагогика», «Богословское учение о человеке – методологическая основа русской православной педагогики», «Миссия учителя в контексте идей христианской педагогики», «Духовно-нравственные основы отечественной литературы ХХ века (Серебряный век и русское зарубежье)», «Модуль дополнительной профессиональной образовательной программы (повышение квалификации) «Основы православной культуры в общеобразовательных учреждениях», «Интегрированный курс «Православная культура» в содержании обучения иностранных студентов», «Социальная диакония», «Комплексная программа воспитания в медицинском вузе на основе формирования духовно-нравственной позиции, приоритета традиционных семейных ценностей и здорового образа жизни на основе взаимодействия с Русской Православной Церковью», программа духовно-нравственного воспитания и развития молодежи «С радостью и добром».


С 2012 года значительно возросло количество заявок от учреждений дошкольного образования. Воспитатели, старшие воспитатели дошкольных образовательных учреждений стали самой многочисленной группой Конкурса в 2019 году и составили – 15,6 % (от общего количества участников).


С 2014 года в Конкурсе увеличилось количество представителей дополнительного образования. В 2017 году почти каждая десятая заявка поступила от представителей этой категории.


Традиционно наиболее активны воспитатели и педагоги дополнительного образования Чувашской Республики, а также Нижегородской, Самарской, Кировской областей.


В конкурсную комиссию поступали также заявки работников сферы культуры: библиотечной системы (Республика Башкортостан, Еврейская автономная область, Кировская, Нижегородская, Челябинская области), школ искусств (Красноярский край, Кировская, Самарская, Ростовская), музеев и творческих коллективов (Нижегородская, Саратовская области). Одновременно были зарегистрированы работы сотрудников учреждений социального обслуживания – реабилитационных, психолого-педагогических центров, социальных приютов для детей и подростков, центров помощи семье и детям (Республика Мордовия, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Тюменская области).


Высокую активность проявили преподаватели православных гимназий и воскресных школ (Приморский край, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Саратовская области), а также представители структурных подразделений епархий Русской Православной Церкви (МП).


В конкурсную комиссию поступили работы из Марийской епархии Русской Православной Церкви (МП) (миссионерский отдел); Лысковской епархии Русской Православной Церкви (МП) (отдел религиозного образования и катехизации); Переславской епархии Русской Православной Церкви (Угличское благочиние); Мелекесской епархии Русской Православной Церкви (МП) (отдел религиозного образования, катехизации и миссионерского служения); Норильской епархии Русской Православной Церкви (МП) (отдел религиозного образования и катехизации); Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (МП) (Центр духовной культуры и образования Царскосельского благочиния).


Кроме того, были представлены к рассмотрению комплексные муниципальные программы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи (г.о.г. Балахна, Бор, Вача, Выкса Нижегородской области, г.Нижний Новгород, г. Углич Ярославской области).


Тиражирование моделей Конкурса, лучших программ и методик


Действующая модель Конкурса была положена в основу целого ряда педагогических конкурсов, проводимых на российском, окружном и муниципальном уровнях соответственно: «За нравственный подвиг учителя» (с 2006 г.), «Православный учитель» (2014 г.), «Варнавинский просветитель» (2015 г.).


Опыт работы по представленным на Конкурс программам был систематизирован и описан в следующих публикациях: «Духовно-нравственное воспитание в современной образовательной практике», «Практика взаимодействия вузов и Русской Православной Церкви», «Православные гимназии Нижегородской области», «Комплексные муниципальные просветительские проекты Нижегородской области», «Реализация регионального проекта «Под духовным покровом преподобного Сергия» в Нижегородской области», «Демографическое развитие: практика взаимодействия», «Современная сельская школа: практика духовно-нравственного воспитания», «Семейное воспитание: муниципальная практика».


Победители Конкурса ведут активную лекционную деятельность на базе институтов повышения квалификации работников образования (Нижегородская, Самарская, Саратовская области); выступают в СМИ, публикуют статьи в профессиональных журналах и сборниках научных работ. При поддержке Фонда прп. Серафима в Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Самарской областях и Республике Марий Эл для различных категорий педагогических работников проводятся тематические семинары с участием победителей Конкурса разных лет.


В целях популяризации и продвижения наиболее эффективного педагогического опыта реализован комплекс мероприятий по созданию фильма «Опыт учителей - победителей конкурса Серафимовский учитель», в котором комплексно (лекционная часть, открытые уроки и занятия) представлены лучшие разработки победителей Конкурса.


В 2017 году разработаны сценарии, снято и смонтировано 20 видеоуроков победителей педагогического конкурса, а также созданы и наполнены тематические группы и профили в социальных сетях и на сайтах видеохостинга, в 2019 году всем педагогам, направившим заявки на Конкурс, высланы сборники образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи.

Источник – Фонд преподобного Серафима Саровского

Следите за нашими новостями в удобном формате